Рефераты. Международный валютный фонд (МВФ) и его функции

МВФ взимает со стран-заемщиц комиссион­ные сборы в размере порядка 0,5% суммы займа и определенную плату (Charge), или процент, за предоставляемые им кредиты, которая увязывается с процентной ставкой по активам в СДР и в конеч­ном счете с рыночными ставками. Ставки опреде­ляются в течение каждого финансового года на базе оценок доходов, расходов и запланированного це­левого показателя по чистой прибыли. В 1997/98 финансовом году (с 1 мая по 30 апреля) процентная ставка в расчете на год составила в среднем 4,65% (годом раньше - 4,51%).

По истечении установленного срока страна-член обязана произвести обратную операцию – "выкупить" национальную валюту у Фонда (т. е. погасить задолженность), вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Возмещение полу­ченных средств по договоренностям о кредитах "стэнд-бай" производится в течение периода вре­мени от 3 1/4 до 5 лет со дня приобретения каждого транша валюты и о расширенном кредитовании -от 4 1/2 до 10 лет. Помимо того, страна-засмщица обязана досрочно производить выкуп своей из­лишней для Фонда валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных ре­зервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другим го­сударством-членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду. ,

Специальные механизмы. В целях расширения масштабов и совершенствования структуры своих кредитных операций МВФ практикует создание спе­циальных механизмов. Они различаются по целям, условиям и стоимости кредита. Получение страна­ми - членами Фонда средств по линии специальных механизмов - это дополнение к их кредитным до­лям. Использование страной ресурсов специальных механизмов может увеличивать находящийся в рас­поряжении МВФ запас ее' национальной валюты сверх кумулятивных пределов, установленных для получения кредитных долей.

Специальные механизмы, в рамках которых кредитование осуществляется, как правило, за счет собственных средств МВФ, включают:

1. Механизм компенсационного и чрезвычайного финансирования, МКЧФ (Compesatory and Contingency Financing Facility, CCFF); предназначен для креди­тования стран - членов МВФ, у которых дефицит платежного баланса вызван временными и внеш­ними, не зависящими от них причинами. В их чис­ле: стихийные бедствия; непредвиденное падение мировых цен; промышленный спад; введение про­текционистских ограничений в странах-импорте­рах; появление товаров-заменителей и т. п. Этот механизм имеет три компонента:

1) с 1963 г. кредитование (в настоящее время до 30% квоты) стран, особенно экспортеров сырья, валютные поступления которых сокращаются в ре­зультате падения мировых цен на сырье;

2) с 1981 г. кредитование (до 15% квоты) стран -импортеров зерна, испытывающих трудности в свя­зи с ростом мировых цен на зерно; с декабря 1990 г. по июнь 1992 г. - кредитование стран - импортеров нефти, нефтепродуктов и природного газа;

3) с 1988 г. компенсационное финансирование непредвиденных потерь, понесенных странами, ис­пытывающими влияние непредсказуемых внешних факторов, например, неблагоприятного изменения международных процентных ставок (до 30% квоты)7

Кроме того, страна имеет возможность обра­титься к МВФ с просьбой о выделении средств в счет особой, "факультативной", кредитной доли (до 20% квоты), которая может быть использована по выбору в дополнение к любому из перечисленных трех видов кредитования. Если трудности платеж­ного баланса вызваны лишь снижением экспортной выручки либо увеличением расходов на импорт зерновых, лимит компенсационных кредитов огра­ничивается 65% квоты страны. При использовании странами кредитов Фонда для возмещения убытков, связанных одновременно с падением экспортной выручки и увеличением расходов на импорт зерна, а также в случае одновременного применения двух из трех компонентов механизма компенсационного финансирования, устанавливается комбинирован­ный лимит в размере 80% квоты. Общий лимит доступа к кредитам в рамках механизма компен­сационного и чрезвычайного финансирования с учетом всех его компонентов составляет 95% квоты страны.

2. Механизм финансирования буферных (ре­зервных) запасов, МФБЗ (Buffer Stock Financing Fa­cility, BSFF); создан в 1969 г., имеет целью оказа­ние помощи странам, участвующим в образовании запасов сырьевых товаров в соответствии с между­народными товарными соглашениями, если это ухудшает их Платежные балансы. Лимит - 35% кво­ты. Данный механизм не использовался с 1984 года.

 3. Механизм финансирования системных (струк­турных) преобразований, МФСП (Systemic Transfor­mation Facility, STF); был учрежден в апреле 1993 г. как временный специальный механизм. Назначение МФСП состояло в оказании финансовой поддерж­ки странам, осуществлявшим переход от централи­зованно планируемой экономики к рыночной по­средством радикальных экономических и полити­ческих реформ. Помощь предоставлялась тем стра­нам, которые сталкивались с резким ухудшением состояния платежных балансов вследствие перехода от торговых связей, в значительной мере ориенти­рованных на нерыночные цены, к многосторонней торговле, основанной на принципах рынка. Прак­тически этот механизм был образован главным об­разом для стран бывшего СССР, переживавших огромные трудности в условиях становления ры­ночной экономики и не способных в то время выполнять обычные жесткие требования МВФ.

Основанием для использования МФСП могло быть, во-первых, резкое падение поступлений от экспорта вследствие перехода к основанной на ры­ночных ценах торговле, во-вторых, значительное и устойчивое увеличение стоимости импорта из-за переориентации на мировые цены, в особенности на энергоносители, и, в-третьих, сочетание обоих этих явлений. Предоставление кредитов обусловли­валось выполнением страной-заемщицей набора более "мягких" макроэкономических обязательств, чем те, с которыми связано получение стандартных полномасштабных резервных кредитов.

Страны-члены могли получать средства в рам­ках МФСП до 50% величины их квот. Кредиты предоставлялись двумя равными долями с интерва­лом в полгода. Всего за время существования этого механизма кредиты получили 20 стран на общую сумму почти>в 4,0 млрд. СДР (около 6 млрд. дол.). В конце декабря 1995 г. функционирование механиз­ма финансирования системных преобразований за­вершилось.

4. Механизм финансирования дополнительных ре­зервов, МФДР (Supplemental Reserve Facility, SRF);

учрежден в декабре 1997 г. Образование этого механизма явилось непосредственной реакцией на финансовый кризис в Юго-Восточной Азии и ряде других стран. В рамках МФДР предоставляются средства государствам-членам, которые испыты­вают "исключительные трудности" в области платежного баланса и остро нуждаются в широ­комасштабном краткосрочном финансировании вследствие внезапной потери доверия к валюте со стороны рынка, что находит выражение в стреми­тельной утечке капиталов и давлении на междуна­родные резервы страны. ''Предполагается, что МФДР должен применяться в тех случаях, когда отток капиталов из страны происходит в таких масштабах, что может создать потенциальную угрозу для всей международной валютной системы. Финансирование в рамках данного механизма производится путем выделения дополнительных сумм к тем средствам, которые предоставляются странам-членам в рамках договоренностей о кредитах "стэнд-бай" или о расширенном креди­товании.

Предоставление кредитных средств через по­средство МФДР, в отличие от кредитов по линии других механизмов, не ограничено какими-либо ли­митами и может производиться в любых размерах. Однако в то же время получение этих средств стра­ной-членом требует от нее выплаты надбавки (от 300 до 500 базисных пунктов по мере увеличения срока кредита) к действующей процентной ставке по кредитам Фонда. Кроме того, погашение креди­та должно осуществляться ^в течение более корот­кого, чем во всех других случаях, срока - от одного года до полутора лет; правда, Исполнительный со­вет может продлить этот срок еще вплоть до одного года.

5.  Чрезвычайные кредитные линии,  ЧКЛ (Contingent Credit Lines, CCL). По предложению президента США У. Клинтона, с которым он выступил на открытии ежегодной сессии Советов управляющих МВФ и МБРР 6 октября 1998 г., "семерка" 30 октября 1998 г. официально пред­ложила Фонду образовать еще один широ­комасштабный кредитный механизм. Он был уч­режден в апреле 1999 г., первоначально на срок в два года. В рамках этого механизма МВФ открывает в чрезвычайном порядке краткосрочные кредитные линии странам - членам, сталкивающимся с уг­розой острого кризиса платежного баланса, "бегст­ва" капиталов из страны вследствие возможного негативного воздействия изменения ситуации на международных рынках капиталов, т. е. факторов, находящихся преимущественно вне сферы конт­роля со стороны стран-заемщиц. Спецификой нового механизма является его упреждающий ха­рактер: валютные средства страна сможет получить не после, а до того, как наступит кризис, - при появлении первых его признаков. Условие получе­ния кредита - проведение страной-заемщицей эф­фективной антикризисной экономической полити­ки и соблюдение ею "международно-признанных стандартов". Механизм ЧКЛ введен в качестве продолжения и развития созданного ранее меха­низма финансирования дополнительных резервов, с которым он имеет одинаковые финансовые характеристики: отсутствие жесткого ограничительного лимита (предполагается, что сумма кредита будет составлять от 300% до 500% квоты страны-члена); установление надбавки к действующей процентной ставке МВФ; погашение кредита в течение 1 -1,5 года.

Другие специальные подходы и процедуры. Под влиянием валютных кризисов в Мексике и Аргентине в 1994 - 1995 гг. и в связи с нарастанием глобальных кризисных потрясений финансовых и валютных рынков МВФ, наряду с образованием механизма финансирования дополнительных резер­вов и вводом в действие чрезвычайных кредитных линий, о которых уже говорилось, осуществил в 1995 - 1997 гг. ряд других нововведений. Они имеют целью расширение масштабов финансовой под­держки стран-членов, адаптацию деятельности Фонда к возникшим в современных условиях потребностям. В их числе:

механизм экстренного финансирования, МЭФ (Emergency Financing Mechanism, EFM); был обра­зован в сентябре 1995 г., представляет собой комп­лекс процедур, обеспечивающих ускоренное предо­ставление Фондом кредитов государствам-членам при возникновении у них чрезвычайной кризисной ситуации в области международных расчетов, ко­торая требует незамедлительной помощи со сто­роны МВФ. Предполагалось, что подобные экс­тренные процедуры будут применяться редко, од­нако их пришлось неоднократно использовать в 1997 - 1998 гг. при предоставлении широкомас­штабных кредитов ряду оказавшихся в состоянии финансового и валютного кризиса стран Юго-Восточной Азии, а также России;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.