Рефераты. Международный валютный фонд (МВФ) и его функции
Директор-распорядитель (с 1987 г.) - Мишель Камдесю (Франция; в мае
1996 г. переизбран на третий срок, начавшийся с 16 января 1997 г.), его первый
заместитель (с 1994 г.) - Стэнли Фишер (США).
Взаимодействие МВФ с государствами-членами производится через
региональные отделы: Африканский, Европейский I, Европейский II,
Среднего Востока, Центральной Азии, Юго-Восточной Азии и Тихоокеанского
региона. В МВФ имеются отделы центральных банков, валютных и торговых
отношений, по бюджетно-налоговым вопросам, правовой и исследовательский. В
аппарате МВФ заняты 2300 сотрудников из 122 стран, 50% из которых – женщины.
Это главным образом экономисты, специалисты по налогам, статистике, финансам и
филологии.
Организационная структура аппарата МВФ постоянно развивается из-за
целевых установок и функций МВФ, которые определяются трансформацией мировой
экономики и международных валютно-финансовых отношений.
III. Особенности кредитной политики МВФ.
В Уставе Фонда для идентификации его кредитной
деятельности используются два понятия: 1) сделка (transaction)
- предоставление валютных средств странам из его ресурсов: 2) операция (operation)
- оказание посреднических финансовых и технических услуг за счет заемных
средств. МВФ осуществляет кредитные операции только с официальными органами -
казначействами, центральными банками,
стабилизационными фондами. Различаются кредиты на покрытие дефицита платежного
баланса и на поддержку структурной перестройки экономической политики ст ран-членов.
Страна, нуждающаяся в иностранной валюте, производит
покуп ку (purchase) или иначе за имствование
(drawing) иностранной валюты л ибо
СДР в обмен на эквивалентное количество сис ей
национальной валю ты, которое зачисляется на счет
МВФ в центральном банке данной страны. При разработке механизма МВФ предполагалось, что страны-члены будут предъявлять
равномерный спрос на валюты, а поэтому их национальные валюты, поступающие в
Фонд, станут переходить от одной страны к другой. Таким образом, эти операции
не должны были являться кредитными в ст рогом смысле
слова. На практике в Фонд обращаются с просьбами о предоставлении кредита
главным образом страны с неконвертируемыми валютами. Вследствие этого МВФ, как
правило, предоставляет валютные кредиты государствам-членам как бы «под залог»
соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют. Поскольку на них нет
спроса, они остаются в Фонде до выкупа их странами-эмитентами этих валют.
Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ ограничен определенными условиями.
Условиями доступа стран-членов к кредитным ресурсам
МВФ.
Во-первых, сумма валюты, полученной страной-членом за
двенадцать месяцев, предшествовавших его новому обращению в Фонд, включая
испрашиваемую сумму, не должна была превышать 25% величины квоты страны;
во-вторых, общая сумма валюты данной страны в активах МВФ не могла превышать
200% величины ее квоты (включая 75% квоты, внесенных в Фонд по подписке). В пересмотренном в 1978 г. Уставе
первое ограничение было устранено. Это позволяет странам-членам использовать их
возможности получения валюты в МВФ в течение более короткого срока, чем пять
лет, которые нужны были для этого прежде. Что касается второго условия, то в
исключительных обстоятельствах и его действие может
приостанавливаться.
МВФ взимает со стран-заемщиц
разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и определенную плату
(charge), или процентную ставку, за предоставляемые им
кредиты, которая базируется на рыночных ставках.
По истечении установленного периода времени
страна-член обязана произвести обратную операцию — выкупить национальную
валюту у Фонда, вернув ему средства в СДР или иностранных валютах. Помимо того,
страна-заемщик обязана досрочно производить выкуп своей излишней для Фонда
валюты по мере улучшения ее платежного баланса и увеличения валютных резервов.
Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается д ругим государством-членом, то тем самым погашается
ее задолженность Фонду.
Приобретаемая страной-членом в МВФ первая порция
иностранной валюты в размере до 25% квоты (д о Ямайского соглашения бывшая золотая доля) с 1978 г.
называется резервной долей. Она определяется как превышение величины квоты
страны-члена над суммой находящегося в распоряжении Фонда запаса национальной
валюты данной страны.
Средства в иностранной валюте,
которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (100% величины
квоты), делятся на четыре кредитные доли (транши) по 25% квоты. Предельная
сумма кредита, которую страна может приобрести у МВФ в результате полного
использования резервной и кредитных долей, составляет 125% размера ее квоты.
Обязательства страны-заемщицы, предусматривающие
проведение ею соответствующих финансово-экономических мероприятий, фиксируются
в «письме о намерениях», направляемом в МВФ. Если Фонд сочтет, что страна
использует кредит «в противоречии с целями Фонда» или не выполняет его
предписаний, он может ограничить или полностью прекратить кредитование страны.
Использование первой кредитной доли может быть осуществлено как в форме прямой
покупки иностранной валюты, при которой страна получает всю испрашиваемую
сумму немедленно после одобрения Фондом ее запроса, так и путем заключения с
МВФ соглашения о резервном кредите.
Таблица. Кредиты МВФ
Период
В млрд. СДР
В %
1947 – 1961
1962 – 1976
1977 – 1991
Всего
6,2
35,0
81,0
122,2
5,1
28,6
66,3
100,0