Качество всегда измеряют в рамках определенной системы соизмерения, включающую в себя систему сравнения и самоизмерителя.
В качестве базы сравнения в измерении могут выступать :
Оценивание (оценка) качества – это особый тип функции управления, направленной на формирование ценностных суждений об объекте оценки, под которым подразумевается качество, определенное множество свойств или отдельное свойство.
Из определения оценки следует ее сложная взаимосвязь с понятием измерения качества.
{O} C {m}
C другой стороны, операция измерения качества является компонентами процедуры качества.
Уровень качества – это относительная мера качества. Следует различать формальное и неформальное содержание этого понятия. В формальном смысле уровень качества является результатом оценивания , всегда носящий значительный характер.
Система значений мер качества, определяемая на основе соотношения с базовыми эталонными значениями мер называется сравнительным уровнем качества.
Таким образом, сравнительный уровень зависит от базы сравнения.
Принципиально при сравнении с базой оценки можно применять любые квалиметрические шкалы.
Если испытать разностную шкалу, то сравнительный уровень приобретает содержание отклонения от базы оценки, а если испытать шкалирование отношений (нормировку по базе сравнения), то мы получаем относительный уровень качества.
Абсолютный уровень формируется в результате измерения качества объекта техники и характеризуется абсолютным значением оценочных показателей.
Понятие абсолютного уровня отражает интенсивное количество качества. Например, точность измерительного прибора, масса, скорость определяет его абсолютный уровень качества. В зависимости от класса свойства и показателей качества могут различаться : технический, экономический, экологический, эргономический и другие уровни.
2.1.3. Концептуальные положения и задачи современной квалиметрии.
Исходя из современных требований могут быть сформулированы следующие исходные концептуальные положения современной квалиметрии :
1. Квалиметрия позволяет получить информацию о качестве оцениваемого объекта на любой стадии его жизненного цикла в количественной и качественной формах, пригодной для установления.
2. Квалиметрия рассматривает оценку качества объекта, как динамическую категорию, т.е. учитывает возможность изменения его качества при изменении конъюнктуры рынка, применение качества проекта с учетом опыта эксплуатации, совершенствования технических процессов и средств производства.
3. Основными методическими принципами квалиметрии являются :
· Принцип измеримости свойств и оцениваемость качества объекта как на уровне отдельно взятых свойств, так и на уровне всей совокупности свойств, образующих качество объекта в целом.
· Принцип сопоставимости качества объекта и качества отдельно взятого эталонного образца или их совокупности.
· Принцип сравнимости качества конкурирующих вариантов различных исполнений объекта одного и того же вида.
· При достоверности результатов измерения и оценки, реализуемый путем объективных измерений. Сопоставление и сравнение качества оцениваемого образца и выбранных эталонных образцов.
4. Квалиметрия формируется и развивается в двух взаимосвязанных областях, в области теоретической квалиметрии формируются общие принципы, методы и средства оценки качества, которое является единым для оцениваемых объектов разнообразной природы; в области прикладной квалиметрии формируется с учетом положений теоретической квалиметрии рабочий инструментарий для оценки конкретных объектов, при этом методы и средства оценки качества учитывают природу этих объектов и реальные условия проявления их качеств.
5. Каждое простое или сложное свойство может быть оценено абсолютным и (или) относительным значением показателя качества и коэффициентом вязкости.
Установление абсолютных значений показателей качества может производится на основе физических экспериментов ( методами метрологии ), на основе психологических экспериментов, ( методами экспериментальной психологии ), экспертные измерения эстетических и эргономических свойств на основе построения аналитических моделей функционирования объекта ( методами определения эффективности, разработанными в технических и экономических науках ). Относительное значение показателя качества определяется сопоставлением значений показателя, отражающим изменяющуюся во времени уровнем общественной погрешности. Значение уровня качества может быть представлено как некоторая функция К=f (Kj, Mj) относительных значений показателя качества Кj и коэффициента весомости Мj.
Функция f может выражать различные зависимости ( средневзвешенные величины, полином и т.д. ) Кроме того, К может быть представлен не в скалярной, а в векторной форме в виде вектора в n – мерном пространстве.
6. В квалиметрии объектами оценки являются : качество готовой продукции определенного вида или конкретного исполнения требований потребителя, определяющего спрос на продукцию определенного качества, количества и цены, требования действующего разрабатываемого или обновляемого стандарта на продукцию данного вида или конкретного исполнения, система качества, действующая на предприятии – изготовителе данной продукции.
7. С позиции квалиметрии к основным факторам, являющимися признаками классификации продукции применительно к условиям оценки ее качества относятся сферы изготовления и реализации этой продукции, способы и формы ее использования по назначению. Эти факторы определяют выбор соответствующих каждому виду продукции, состава ее свойств, оценочных покозателей, задач и методов оценки качества.
Продукция
Промышленность
Сельское хозяйство
Природная
Сфера
изготовления
Произв.-тех.
науки
Социальное
назначение
Товары
нар. потребления
Сфера реализации
Потребляем
Эксплуатационные
Способ использования
Ремонтируе-мые изделия
Не ремонтируе- мые изделия
От чего зависит состав задач современной квалиметрии качества ?
Зависит от цели оценки, вида продукции и ее специфических особенностей, обусловленных потребностями в ней стадии ЖУП, условий ее производства, эксплуатации или потребления, а также от вида модели системы качества, по ИСО 9000, действующем на предприятии.
Основными целями квалиметрии качества продукции являются :
В соответствии с целями квалиметрии качества задача оценки КП может быть подразделена на :
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12