Влияние снижения уровня качествауменьшается. Влияние снижения уровня затрат на контроль незначительно. Публикуемый график идеализированный. Он показывает уровень исполнения (уровень качества) в терминах “хорошо”,”плохо” и никогда не соответствует с % дефектов.
Там, где затраты на качество должным образом учтены, они могут составлять от 2 до 20% и более в объеме продаж. Типичные разделения затрат на качество по позициям могут быть определены так :
· затраты на потери – 70% от общих затрат на качество;
· затраты на контроль – 25% от общих затрат на качество;
· затраты на предупредительные мероприятия – 5%.
Важнейшим объектом для размышлений в любой компании должно быть %-е содержание соотношений общих затрат на качество и общего объема продаж. Затраты на качество могут быть только частью прибыли. Любое снижение затрат на качество повышает прибыль.
Вопрос определения величин затрат можно посмотреть в “менеджменте качества”.
1.3 Качество как объект управления.
Под управлением в широком смысле понимается общая функция организованных систем (биологических, технических, социальных и т.д.), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание их режима деятельности, реализацию ее программы, цели.
Управлением называют также некоторые организационные структуры и хозяйственные органы, подразделение или само управленческое воздействие, т.е. сам процесс управления программой объектами. Некоторые авторы в понятие “управление” включают не только целенаправленные управляющие возействия, но и саму постановку цели, выработку политики, принятие решения. Другие связывают управление с упорядочением какого-либо многообразия или отождествляют понятие управления с понятием контроля, руководства, менеджмента.
1.3.1. Категории управления менеджмента.
Цель управления – это желаемое, возможное и необходимое состояние объекта управления, которое должно быть достигнуто в будующем.
Процесс осознания и формулирования цели управления носит наименование – целеполагание. Он является одним из первых и важнейших элементов процесса управления. Методы управления – это способы целенаправленного воздействия на объект управления в целях поддержания его устойчивости в заданных рамках функционирования и в процессе перевода из одного состояния в другое.
Принципы управления – это основные правила, основные требования, руководящая идея, которой следуют руководители в осуществлении управления. Они являются одной из основных форм сознательного использования объективных законов управления в практике.
Законоуправление – это общие, существующие и необходимые связи, явления, изучаемые наукой управления. Объективность законов управления по отношению к субъективным факторам управления регламентирует взаимоотношения науки и искусства управления.
Функции управления – это своего рода “поля” управленческой деятельности, продукт процесса разделения и специализации труда в сфере управления. Функциями управления могут быть стандартизация, сертификация продуктов и систем качества, обеспечения единства измерений, аттестация испытательного оборудования и т.д.
Всю систему знаний об управлении качеством, которую называют научными основами управления качеством, можно разделить на 3 части :
Методологические основы управления качеством включают в себя соответствующие теоретические и методологические разделы таких наук, как философия, экономика, наука управления производством, кибернетика и т.д.
Конкретные науки о качестве и об элементах управления можно разделить на :
Научные основы управления качеством – это вся система знаний об управлении качеством. Следует сказать, что наука об управлении качеством не может входить в состав конкретных наук об управлении качеством, т.к. должна охватывать предмет управления в целом. В то же время эта наука не может ограничиваться только их выводами. Она должна вобрать в себя выводы из других конкретных наук, входящих в состав научных основ управления, а также учитывать особенности элементов и уровни управления качеством.
Под менеджментом понимается совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности. Здесь качество выступает, как главная цель управления. Структуру системы менеджмента можно представить в виде схемы :
- принципы системности в проектиовании - анализа и синтеза при системном - переработки, хранения и пере -
и управлении качеством ; подходе к решению проблем ка - дачи информации;
- комплекснрсти в несл. разных сторон чества; - коммуникационные связи;
управления качнством; - принятие проектных решений - компьютерная и вычислительная
- приоритетности факторов внешней в области качества; техника;
среды в формировании качества ; - мотивации и воздействия на - средства производства;
- взаимоотношений управленческого и деятельность исполнителя; - стандарты и регламенты, регла -
исполнительного персонала в проект- - оценка качественного уровня регламентирование требования
ной деятельности. продукции; качества продукции;
- контроля качества. - законодательные акты в области
качества;
- сертификаты, как средство под -
тверждения качества.
1.3.2. Система оценки качества в задачах управления.
В условиях рыночной экономики система оценки качества продукции должна наиболее полно соответствовать особенностям рыночных отношений между производителями и потребителями. Для этого предполагается решение следующих задач :
1. Объективной оценки качества продукции на различных этапах взаимодействия разработчиков, изготовителей и потребителей с учетом взаимосвязи качества, количества и цены потребления.
2. Достаточно полного выявления свойств и показателей, характеризующих качество продукции, а так же объективного отражения их в нормативно – технических документах на продукцию.
3. Оперативного получения всех необходимых объективных данных о качестве продукции, ее техническом уровне и конкурентоспособности на любом этапе жизненного цикла продукции.
При этом управление качеством имеет тесно связанные направления : стандартизация, сертификация, и квалиметрия, взаимосвязь которых представлена на рисунке :
Система
оценки качества
Стандартизация – деятельность по установлению в НД определенных требований (норм, правил и характеристик). В соответствии с законом РФ “О стандартизации”, устанавливыемые требования должны быть направлены на обеспечение :
1. Безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества.
2. Взаимозаменяемости продукции.
3. Качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии.
4. Единства измерений.
5. На обеспечение экономии всех видов ресурсов.
Важнейшими результатами деятельности по стандартизации являются :
При этом результаты стандартизации по отношению к сертификации первичны, поскольку прежде, чем подтверждать соответствие продукции установленным требованиям, необходимо эти требования разработать, обосновать и установить, а это возможно лишь при непосредственном использовании методов квалиметрии, при разработке и экспертизе требований стандартов, подготовке и проведении сертификации продукции на ее соответствующие требования стандартов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12