Рефераты. Лекции по квалиметрии

Сертификация – это деятельность, направленная на установление и фиксацию соответствия рассматриваемого объекта определенным требованиям, установленным в КД. Особые требования предъявляются к методическим основам оценки качества продукции, которые должны наиболее полно обеспечивать :

1.        Возможность выявления комплексного анализа и достоверной оценки всей совокупности потребительских свойств безопасности и экологичности продукции.

2.        Создание на основе проведенной оценки предпосылок для социальной защиты потребителя от функционально и экологически опасной продукции, а так же от несоответствия реальной цены на продукцию ее качеству.

Квалиметрия – это научная дисциплина, которая изучает проблематику и методологию количественного и качественного оценивания объектов различной природы. В ее рамках формируется и развивается система методов измерения свойств продукции и оценки ее качества.

Среди основных научных проблем, требующих немедленного решения, можно назвать :

  • Совершенствование методов оценки качества продукции с учетом взаимосвязи, условий ее использования и цены потребителя.
  • Систематизация свойств и показателей, характеризующих качество конкретных групп продукции с учетом современных требований к ее качеству и цены потребителя.
  • Формирование состава актуальных задач оценки качества продукции на различных стадиях жизненного цикла продукции и соответствие методического, информационного и программного обеспечения для решения типовых задач.
  • Разработка методических основ оценки полноты и остоверности отражения в нормативно-технической документации на сертифицированную продукцию, показателей ее безопасности и экологичности методов и средств их проверки.

Вышеизложенные направления управления качеством наиболее эффективно решаются с использованием статистических методов. Так, в системе оценивающие статистические методы применяются для решения следующих задач :

1.      Оценки статистической точности определения комплексных и обобщенных показателей индексов качества.

2.      Построение моделей статистического контроля в форме статистических зависимостей общего показателя качества эффективности от частных показателей с помощью методов регрессионного, факторного, дисперсионного анализа.

3.      Статистической классификации качеств технологии и объектов техники.

4.      Статистического определения коэффициентов весомости.

5.      Построение прогнозных баз оценки с помощью статистической экстраполяции, временных рядов, динамики оценочных показателей.

6.      Построение эталонно – нормативной базы оценки.

7.      Оценки стабильности качества производства и продукции.




1.3.3.      Основные тенденции в области управления качеством.


Анализируя уровень зарубежных фирм и компаний, можно выделить следующие основные тенденции в области управления качеством продукции :

1.      Системный подход к управлению качеством. Данный подход означает охват системы управления качеством продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, охват всех элементов в комплексе, целенаправленная работа с поставщиками.

2.      Руководящую роьл высшего звена в формировании и обеспечении стратегической политики предприятия в области качества.

3.      Обеспечение высокого качества продукции при снижении ее себестоимости, а так же цены для потребителя.

4.      Усиление роли и значения человеческого фактора в управлении качеством продукции.

5.      Тесная и непосредственная работа с поставщиками сырья, материалов и комплектующих изделий.

6.      Анализ затрат на качество. Сущность данного подхода состоит в том, что анализ затрат на качество учитывает возможные затраты на устранения дефектов.

7.      Использование материальных и моральных стимулов всех работников фирмы за высокое качество продукции.

Наиболее характерным для зарубежных систем качества является смещение контроля качества продукции с конечного ее этапа жизненного цикла на начальный.

Основная цель -  не фиксация дефектов и брака путем контроля, а именно их предупреждение с помощью различных предприятий, включая профилактическое обслуживание оборудования, использование статистических методов регулирования и контроля за технологическими процессами и т.д., не допускать появления брака в производстве.


Глава 2.    Квалиметрия.

2.1. Основные положения квалиметрии.

2.1.1.  Квалитология и квалиметрия.

 

Квалитология – это наука о качестве. В структуре квалитологии можно выделить следующие взаимосвязанные  и взаимодецствующие друг с другом составные части :

  • Теория качества, предметом которой является исследование природы качества, изучение экономических, социалистических, информационных аспектов качества продукции на этапах ее создания и применения.
  • Теория управления качеством – это область науки, занимающаяся разработкой научных основ и методов обеспечения и управления качеством.
  • Квалиметрия – отрасль науки, изучающая и реализующая методы количественной оценки качества.
  • Метрология – отрасль науки, изучающая и реализующая методы измерения качества.

Квалиметрия как наука выступает в виде взаимосвязанной системы теорий, различающихся степенью общности, средствами и методами измерения и оценивания. К таким теориям относятся :

  • Общая квалиметрия.
  • Специальная квалиметрия.
  • Предметные квалиметрии.

Общая квалиметрия  - в ней рассматриваются общетеоретические проблемы :  системы понятий, теория оценивания (законы и методы), аксиоматика квалиметрии (аксиомы и правила), теория квалиметрического шкалирования (в том числе ранжирование, весомость).

В специальной квалиметрии рассматриваются модели и алгоритмы оценки, точность и достоверность оценок : экспертная квалиметрия, вероятностно – статистическая квалиметрия, индексная квалиметрия, квалиметрическая таксономия, теория классификаций и систематизаций сложно – ориентированных объектов, имеющих обычно иерархическое строение.

Предметная квалиметрия – по предмету оценивания. Квалиметрия продукции и техники, квалиметрия труда и деятельности, квалиметрия решений и проектов, квалиметрия процессов, субъективная квалиметрия, квалиметрия спроса, квалиметрия информации и др.

Совершенствование квалиметрии явилось результатом различных представлений о ее предмете и содержании, к главным чертам которых относятся :

·        представление о квалиметрии только как о теории количественных методов оценки,

·        сужение предмета квалиметрии до области измерений и оценивания качества объектов, является продуктами труда или до проблемы построения комплексных показателей качества,

·         расширение предмета квалиметрии, распространение его на количественно – неизмеримые объекты,

·        акцент в предмете квалиметрия на внеэкономических методах оценивания.

При этом происходит эволюция взглядов на предмет квалиметрия. Появились такие направления, как социологическое, педагогическое, географическое и пр.

Структурность, динамичность определенность и целосность квалиметрии обеспечиваются механизмом взаимодействия : общая квалиметрия трансформирует специальную квалиметрию с учетом особенностей применяемых методов и моделей оценки, а последняя находит отражение в предметной квалиметрии. При этом взаимосвязи общей квалиметрии, специальной квалиметрии и предметной квалиметрии отражают  динамику общего особого и единичного.

У квалиметрии, как науки, можно выделить следующие статусы :

-         экономический;

-         технико-экономический;

-         общенаучный;

-         систематический.

Экономический статус обусловлен политэкономическим содержанием категории качества в ее взаимодействии с потребительной стоимостью и стоимостью. С позиции экономического статуса квалиметрия включает в себя методы эконометрии, как теоретического измерения экономических свойств создаваемых объектов и процессов. Технико – экономический статус квалиметрии отражает ее направленность на комплексные оценки экономических и технических свойств объектов и процессов, что отображается в результатно – затратных мерах эффективности, технико – экономических показателях, технико – экономических уровнях и т.д.

Общенаучный статус определяется философско – методологической и общенаучной функциями категории качества и подтверждается формированием большого числа предметных квалиметрий (продукции, техники, труда и т.д.).

Систематический статус квалиметрии определяет ее, как систематическую теорию.  Это связано с тем, что категория качества имеет аспекты структурности, динамичности, определенности, упорядоченности – все основные признаки системы. Таким образом, здесь возможен системный подход и к оценке, и к анализатору, и к управлению.

Количественная оценка качества необходима для принятия обоснованных решений на всех стадиях жизненного цикла продукции, от маркетинговых исследований до принятия решения о снятии с производства. Квалиметрия качества позволяет определить конкурентоспособность, установить взаимосвязь качества и цены, сделать анализ качества процессов производства, определить пути совершенствования продукции и сокращения затрат. При этом распространение квалиметрических методов и подходов на качество процессов, проектов и решений создает действенный аппарат выбора лучших вариантов многокритериальных решений во всех сферах управления качеством.





2.1.2.      Система понятий и определений квалиметрии.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.