Принципы оценивания.
Принцип народно – хозяйственного подхода почеркивает приоритет общества, как субъекта оценки, приоритет народно – хозяйственных интересов. Конкретизациями принципа народно – хозяйственного подхода являются принципы учета общественной потребности и целевого подхода.
Первый принцип подчеркивает потребительскую направленность оценкикачества продуктов труда, что соответствует раскрытию контура регулирования качества по потребительской стоимости.
Второй принцип тесно связан с первым, поскольку потребность опосредуется через цели и требования. Таким образом, народно – хозяйственный принцип квалиметрии определяет важность положения разумного сочетания социальных, экономических, технико-технологических требований в процедурах оценки.
Принцип сравнительной логики оценивания, в который входят : групповой принцип относительности оценки, групповой принцип субъект-объектного единства оценки, групповой принцип прочих равных условий, групповой принцип управляемости, групповой принцип системности оценки.
Групповой принцип относительности оценок в конкретизированном виде отражает положения зависимости оценки от всех компонентов системы сравнения и включает в себя следующие принципы :
1. Принцип относительности базы оценки, подчеркивающий зависимость базы оценки от времени, целей, субъекта и объекта оценки.
2. Принцип временной относительности оценок, который можно рассматривать, как следствие системного принципа динамичности качества.
3. Принцип перевода квалиметрии в хранометрию, которая служит основанием перевода относительныз значений показателей качества во временные оценки технического уровня в терминах времени “опережения” или ”отставания” по отношению к принятой базе оценки.
Групповой принцип субъект – объектного единства оценки.
Он отражает положения о том, что оценка должна производиться в рамках определенных субъект – объектных отношений по оцениванию и по управлению качеством соответственно, а также вклучает в себя два принципа :
а) выделение аксиологически внешних и аксиологически внутренних оценок (по субъекту);
б) выделение системно внешних и системно внутренних оценок.
Первый принцип конкретизирует относительность оценок в зависимости от того, кто является субъектом оценки по отношению к определенной хозяйственной системе: если это “управление” в рамках данно хозяйственной системы, то это будут аксиологические внутренние оценки, а если эти управляющие за пределами данной хозяйственной системы (аттестационные комиссии), то внешние – аксиологические оценки.
Второй принцип уточняет относительность оценок в зависимости от того, как рассматривается объект оценки – изолированно или в системном окружении. Изолигованное рассмотрение объекта оценки опрееляет класс системно-внутренних оценок. В системном окружении это класс системно-внешних оценок.
Принцип соответствия уровня формализации оценки возможному уровню формализации объекта оценивания. Он требует, чтобы названные уровни соответствовали друг другу.
Алгоритмический уровень теории оценивания ориентируется на раскрытие алгоритмов оценки, т.е. пространства операторовоценивания. Среди операций оценивания выделяются внешние и внутренние операции. Внешние операции носят подготовительный характер и определяют содержаниевнешних этапов оценивания. К ним относятся формулирование цели оценки, классификационные операции, выбор баз оценки, проверка условий пригодности.
Операция выбора базы оценки включает в себя : выбор типа базы оценки, определение области допустимых и базовых значений показателей. Особое место во внешних операциях оценки качества занимает проверка условий пригодности, которая составляет содержание первого этапа, собственно оценки качества.
Здесь проверяются формализированные и неформализированные требования, определяющие границу области допустимого качества объекта оценки, которые не вошли в число оценочных показателей. Такими требованиями могут быть : экономические, социальные, экологические, эргонометрические и др.
Внутренние операции определяют процесс оценки качества в узком смысле, который раскрывается через следующую совокупность процедур (операций) :
· Выбор оценочных показателей (Qв);
· Выделение основных и дополнительных операций (Qос);
· Выбор метода декомпозиции (Qдк); содержание этой операции – это составление иерархической структурной схемы свойств, построение дерева свойств, иерархической структуры показателей качества.
· Выбор типа шкалирования и построение квалиметрических шкал (Qкш);
· Свертывание показателей качества (Qсв); содержание операции определяет решение таких вопросов, как выбор типа свертывания (модели, оценки), выбор модели комплексного показателя, определение коэффициентов весомости оценочных показателей.
· Оценивание качества (Qо);
· Свертывание оценок качества (Qсв.о); в оператор входит определение коэффициентов весомости оценки;
· Свертывание шкал (Qсв.шк); включает в себя процедуры перехода от частных шкал к общей универсальной шкале, обобщение профиля предпочтения и переход к групповым профилям предпочтения.
Таким образом, выделенные операторы оценивания составляют унифицированный набор операторов, определяющих содержание операторов оценивания и позволяет перейти к сжатой записи в виде формул алгоритмов оценки качества, под которыми понимается произведение (суперпозиция) этих операторов.
Последовательность реализации операторов оценивания в формулах алгоритмов оценки качества кодируется справа налево. Сначала осуществляется оператор оценки, стоящий в формуле первым справа. Затем следующий, стоящий левей первого и т.д.
{M} Qсв.о Qо Qсв Qшк Qв Qдк
Алгоритм отражает следующие операции : декомпозицию качества, напр., построение дерева свойств, выбор на дереве свойств оценочных показателей (построение дерева показателей), шкалирование показателей относительно базы сравнения, свертывание показателей (построение групповых показателей), оценку качества по групповым показателям – получения вектора оценки, свертывание оценок (вычисление комплексных оценки).
{М} Qо Qсв Qшк Qос Qв
Выбор оценочных показателей, деление оценочных показателей на основные и дополнительные, шкалирование показателей, свертывание показателей, т.е. получение комплексного показателя, оценка качества по комплексному показателю.
2.2.2. Квалиметрические шкалы.
Центральное место в процедуре оценивания занимает построение квалиметрических шкал. Понятие квалиметрические шкалы рассматривается, как отдельное научное направление, имеющее самостоятельное значение в теоретической квалиметрии.
Мера качества – отображение качества на вещественных числах.
M : Q ® Re
Шкалированием называется мера качества, вводящая упорядочивающие отношения на измеряемом множестве свойств. {ri}
Квалиметрической шкалой называется тройка формальных объектов : исходное множество измеряемых свойств или же их мер, множество отображений шкалирования {g} и множество значений отображения шкал
{ri} ; {g}; {g*}
Теория квалиметрических шкал изучает методы шкалирования в процедурах оценки качества. В этой теории выделяют процессный и структурный аспекты. Процессный аспект развивает теорию сравнения с позиции проблем построения квалиметрических шкал. Основной акцент здесь делается на обобщение и развитие системы основных принципов и закономерностей шкалирования. Структурный аспект раскрывает особенности структур шкал, как реляционных систем, т.е. структуры отклонений, отражающие определенные законы функционирования соответствующих объектов оценивания и служащие шкалоформирующими признаками.
В систеие закономерностей шкалирования выделяются 2 класса закономерностей и принципов : внутренние закономерности и принципы собственно процессов шкалирования; внешние закономерности и принципы, регулирующие выбор шкал с учетом особенностей основных компонентов системы, оценки. Класс внутренних закономерностей включает в себя законы индециирования шкал на основе сохранения определенных структурных и числовых инвариантов и принципы – регуляторы свертывания квалиметрических шкал в пространстве шкал.
2.3. Квалиметрия качества продукции.
2.3.1. Системный анализ качества продукции.
При формировании, оценке и реализации необходимого состава свойств, характеризующих КП, выборе и обосновании номенклатуры показателей качества следует исходить из принципиального положения о том, что свойства продукции проявляются во взаимоотношении компонентов системы “человек – продукция – среда” на всех этапах ЖЦП. Это взаимоотношение проявляется по разному для продукции различного вида и назначения, зависит от условий ее изготовления и использования, носит характер активных действий и противодействий компонентов в сферах производства и потребле
В общем случае для продукции характерно следущее воздействие на уровне компоненты в сфере производства и потребления.
Дп-с – активные действия продукции на внешнюю среду;
Д’п-с – противодействие продукции воздействиям внешней среды;
Дп-4 – активное действие природы на человека;
Д’п-4 – противодействие продукции действиям человека.
Указанные действия и противодействия продукции примениельны к ее назначению, могут быть разделены на основные и сопутствующие.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12