Рефераты. Конкуренция на рынке гостиничных услуг; стратегия и тактика конкурентной борьбы

    Но наряду с методами  добросовестной конкуренции существуют и другие,  менее законные методы ведения конкурентной борьбы, так называемая недобросовестная конкуренция.

  Основными методами недобросовестная конкуренция являются:

    - экономический (промышленный) шпионаж;

    - подделка продукции конкурентов;

    - подкуп и шантаж;

    - обман потребителей;

    - махинации с деловой отчетностью;

    - валютные махинации;

    - сокрытие дефектов и т.д.

    К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.

Конкуренция представляет собой форму взаимного сопер­ничества экономических субъектов за достижение лучших ус­ловий производства, за получение наибольшей прибыли. По методам различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем у конкурентов. В условиях развитой рыночной экономики снижение цен мо­жет происходить либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Небольшие фирмы могут лишь на очень короткое время снизить цену для конкурентных целей. Крупные компании могут совсем отказаться от прибы­ли на длительное время с целью вытеснения конкурентов с рын­ка. В дальнейшем они могут значительно повысить цену и ком­пенсировать понесенные убытки. Снижение цены в условиях ценовой конкуренции обычно происходит без снижения каче­ства продукции (услуг) и изменения ассортимента товаров.

В истории известны случаи, когда соперничество между компаниями в ходе ценовой конкуренции приводило сначала к образованию нулевой, а затем и отрицательной цены (т. с. конкуренты доплачивали покупателям за то, что те брали у них товар). [6]

Выделяют прямую и скрытую ценовую конкуренцию. В ус­ловиях прямой ценовой конкуренции компания открыто со­общает о снижении цен на товары и услуги. При скрытой це­новой конкуренции фирма улучшает свойства выпускаемой продукции, но цену увеличивает на непропорционально малую улучшениям величину.

Неценовая конкуренция предполагает использование тех­нологических преимуществ, предоставление послепродажных гарантий и услуг, рекламу продукции, что приводит в итоге к предложению на рынке товаров более высокого качества. В ус­ловиях неценовой конкуренции производитель обычно учиты­вает такие факторы, как экологичность товара (например, ис­пользование товара не приводит к загрязнению окружающей среды), безопасность для потребления (проживание в гостиничном номере безопасно для жизни и здоровья клиента), эстетические свойства (элегантный лейбл на джинсах). В качестве инструментов неценовой кон­куренции могут использоваться торговые марки и знаки. В со­временных условиях неценовая конкуренция имеет гораздо большее значение, чем ценовая.

Особым случаем конкуренции является недобросовестная конкуренция, представляющая собой, например, ложную рекламу, промышлен­ный шпионаж, сепаратные (от лат. separatio — отделение) дого­воры между некоторыми конкурентами и т. д.

Кроме ценовой и неценовой конкуренции, выделяют ме­жотраслевую, внутриотраслевую, функциональную.

Внутриотраслевая конкуренция — это соперничество меж­ду производителями аналогичных товаров, удовлетворяющих одну и ту же потребность.

Межотраслевая конкуренция представляет собой конкурен­цию производителей продукции, удовлетворяющих различные потребности. Соперничество в данном случае ведется за наи­большую прибыль. В случае, если в одной из отраслей увели­чивается размер прибыли, происходит перелив капитала в эту отрасль из менее прибыльных отраслей.

Функциональная конкуренция — это конкуренция между производителями определенного товара. [8]

      

      В свою очередь  следует отметить, что по состоянию рынка, его структуры, выделяют следующие  основные типы рынков: чистой конкуренции, чистой монополии, монополистической конкуренции и олигополии. Под структурой  рынка понимается его характеристика с точки зрения воздействия  как рынка на положение и поведение отдельных товаропроизводителей, так и отдельных предприятий на состояние рынка.

       За исключением чистой, или совершенной конкуренции, все другие структуры характеризуют рынок несовершенной конкуренции. Сводная характеристика различных рыночных структур представлена в табл.1.     



 

 

Таблица 1.

Рыночные структуры.

Модель рынка

Число фирм и их  размеры

Условие вступления в отрасль

Тип продукции

Контроль над ценой

Формы конкуренции

Доступность информации

1.Совершенная конкуренция

1.1. Чистая конкуренция



Множество мелких фирм



Очень легкое



Однородная, стандартизированная



Отсутствует



Ценовая



Равный доступ ко всем видам информации

2.Несовершен-

ная

2.1.Монополистическая конкуренция




2.2Олигополия








2.3.Монополия





Относительно много небольших фирм



Число фирм невелико, средние и крупные




Одна фирма



Сравнительно легкое





Наличие существенных препятствий




Наличие непреодолимых препятствий, полная блокировка



Разнородная, дифференцированная




Разнородная или однородная







Уникальная



Имеется контроль в узких рамках



Ограниченный(при ваимной зависимости)либо значительный

(при тайном сговоре)



Значительный либо полный



Ценовая,

Неценовая




Ценовая,

Неценовая







Неценовая: связи с общественными организациями



Сравнительно незначительные ограничения



Существенные ограничения








От некоторых ограничений до полной информационной блокады


   Знание структуры рынка необходимо для того, чтобы определить возможные объемы продаж при различных уровнях цен и то, как поведут себя конкуренты под воздействием предпринимаемых шагов. [8]

Если характеризовать рынок гостиничных услуг, то по типу конкуренции можно определить его состояние как монополистическая конкуренция. Это связано, прежде всего, с тем, что на рынке сегодня функционирует определенное количество средних и крупных организаций, отличающихся между собой категорией, уровнем обслуживания, перечнем предоставляемых услуг и другое. Так между предприятиями отрасли возникает как ценовая, так и неценовая конкуренция.  


1.2.        Методы оценки конкурентных позиций предприятия на рынке.

SWOT - анализ

    Основные компоненты процесса формулирования конкурентной стратегии как логической де­ятельности для предприятия гостиничного бизнеса включают в себя выявление потенциальных возможностей и угроз во внешней среде компании, а также оценку рисков и возможных альтернатив. Прежде чем принимать какие-либо решения, следует взвесить все сильные и слабые стороны фирмы в совокупности с наличными или доступными ресурсами.

         Одной из составляющих разработки стратегического плана является оценка внутренней и внешней среды предприятия. Существует стандартизованная процедура, которая получила название SWOT – анализ. SWOT - это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка компании отражается в основном в S и W, а внешняя - в О и Т.

   Под сильными и слабыми сторонами могут скрываться самые разнообразные аспекты деятельности компании. Ниже приводятся категории, наиболее часто включаемые в анализ. Каждый SWOT уникален и может включать одну или две из них, а то и все сразу. Каждый элемент в зависимости от восприятия покупателей может оказаться как силой, так и слабостью.

  • Маркетинг.
    -Продукт;
    -Ценообразование;
    -Продвижение;
    -Маркетинговая информация/разведка;
    -Сервис/персонал;
    -Распределение/дистрибьюторы;
    -Торговые марки и позиционирование;
  • Инжиниринг и разработка новых продуктов. Чем теснее становится связь маркетинга и технического отдела, тем важнее будут данные элементы. Например, прочная взаимосвязь между командой разработки нового продукта и отделом маркетинга позволяет напрямую использовать обратную связь от покупателей в проектировании новых изделий.
  • Оперативная деятельность.
    -Производство/инжиниринг;
    -Сбыт и маркетинг;
    -Обработка заказов/сделки;
  • Персонал.
    -Исследования и разработки;
    -Дистрибьюторы;
    -Маркетинг;
    -Сбыт;
    -Послепродажное обслуживание/сервис;
    -Обслуживание/сервис покупателей;

          Сюда входят навыки, заработная плата и премии, обучение и развитие, мотивация, условия труда людей, текучесть кадров. Все эти элементы имеют центральное значение для успешного внедрения ориентированной на покупателя философии маркетинга и маркетинговой стратегии.

  • Менеджмент. Чувствительные и зачастую спорные, но иногда требующие изменений структуры управления напрямую определяют успех внедрения маркетинговой стратегии. Подобные аспекты должны быть отражены в анализе.
  • Ресурсы компании. Ресурсы определяют наличие людей и финансов, и тем самым сказываются на способности компании извлечь выгоду из конкретных возможностей.

         Возможности и угрозы находятся вне зоны контроля организации. Таким образом, они могут рассматриваться как внешние, относящиеся к элементам рыночной среды. Анализ среды может послужить отличной отправной точкой для этой части SWOT-анализа. Основные элементы, которые нужно рассмотреть, включают в себя:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.