Рефераты. Издержки: сущность, структура и классификация

Нельзя, однако, не учитывать условности деления издержек обращения на зависимые и не зависимые от товарооборота, по­скольку с его ростом далеко не всегда происходит: увеличение условно-переменных и уменьшение условно-постоянных издержек обращения. Например, издержки по транспортированию и хране­нию товаров, относящиеся к условно-переменным, могут сни­жаться под влиянием научно-технического прогресса, рационали­зации путей и звенности товародвижения, улучшения организации и условий хранения товаров, устранения бесхозяйственности. На­против, увеличение значительной части условно-постоянных рас­ходов может быть вызвано повышением качества обслуживания покупателей, строительством новых и реконструкцией действую­щих предприятий, введением дополнительных услуг и др.

Уровень издержек обращения находится в обратной зависи­мости от изменения цен на товары.

Для определения влияния изменения цен на уровень издер­жек обращения проводится перерасчет издержек обращения к обороту, выраженному в сопоставимых ценах. При этом следует иметь в виду, что по затратам, сумма которых зависит от стои­мостной оценки товарооборота (нормируемые потери, расходы по оплате кредита, часть транспортных расходов, отчисления на подготовку кадров и др.), их уровень при изменении цен остается неизменным. Уровень других издержек изменяется в обратной зависимости от изменения уровня цен.

Абсолютная сумма издержек обращения зависит от уровня цен на канцелярские товары, упаковочные и другие материалы, которые используются в торговле, цен и тарифов на услуги дру­гих отраслей народного хозяйства (транспорта, связи, коммуналь­ных предприятий). Снижение или повышение издержек обраще­ния за счет этих факторов не характеризует достижений или недостатков торговли в борьбе за экономное использование средств.

Значительное влияние на издержки обращения оказывает из­менение доли продовольственных и непродовольственных товаров в общем объеме товарооборота. Расчет этого влияния определя­ется по формуле

 

 Издержки: сущность, структура и классификация

 

где   Lс — величина снижения (увеличения) издержек обращения в  результате изменения структуры товарооборота;

Qр и Qb — объем товарооборота по группам товаров в плановом и базисном годах;

Ub — уровень издержек обращения по группам товаров в базисном году.                             

Расчет влияния структуры товарооборота на издержки обраще­ния можно произвести и путем определения разности издержкосвязанных с качеством обслуживания населения. Полученная эко­номия должна направляться на дальнейшее совершенствование культуры торговли, повышение заработной платы и уровня ква­лификации кадров, осуществление мероприятий по улучшению условий труда и отдыха работников.

Рассмотрим кратко расчет затрат по каждой из статей издер­жек обращения.

 Расходы по заработной плате занимают преобладающее место в издержках розничной торговли и общественного питания и со­ставляют соответственно 40—45% и 58—60%. В план издержек 0'бращения включается фонд заработной платы в сумме и в про­центах к товарообороту, исчисленный по работникам, состоящим в штате. Заработная плата лиц, привлекаемых на временные ра­боты (переборка или консервирование овощей, текущий ремонт помещений, протирка стекол и др.), отражается на соответствую­щих статьях издержек обращения.

 Транспортные расходы исчисляются отдельно по видам пере­возок: железнодорожным, водным и воздушным, а также автомо­бильным транспортом. Расходы на железнодорожные и водные перевозки в плане розничных и оптовых организаций предусмат­риваются в том случае, если товары завозятся от иногородних поставщиков с оплатой франко-вагон станция (пристань) отправ­ления. В этом случае оплачивается стоимость доставки грузов по тарифам, а также налоги, сборы и расходы, связанные с подачей и оборудованием вагонов, взвешиванием и хранением грузов, погрузочно-разгрузочными работами, и др. Для исчисления плано­вой величины расходов исчисляется объем перевозок товаров, среднее тарифное (оплачиваемое) расстояние, используются ре­зультаты анализа.

Для снижения расходов по железнодорожному и водному транспорту изучаются возможности устранения нерациональных перевозок, увеличения закупок товаров местного производства, расширения контейнерных перевозок.

В отличие от указанной группы издержек расходы на автомо­бильные перевозки рассчитываются на весь грузооборот с учетом объема завоза товаров в розничную сеть, а также на склады и базы. Расчеты производятся отдельно по товарам, доставляемым централизованно и перевозимым самостоятельно наемным или собственным транспортом торговых организаций.

Расходы по централизованной доставке исчисляются в зависи­мости от суммы планового поступления по каждой группе това­ров и действующих норм (тарифов) оплаты, установленных за единицу перевозимого товара или в процентах к розничной цене и отчисляемых на возмещение расходов поставщика.

Для обоснования расходов по доставке товаров транспортом, привлеченным со стороны, необходимо знать объем грузооборота в тоннах, класс, к которому относятся грузы, среднее расстояние перевозки и установленные тарифы.

Объем перевозок товаров в тоннах определяется делением плановой суммы поступления по данной товарной группе на сред­нюю цену одной тонны. Общий вес перевозимых товаров и тары называется физическим грузооборотом, а с учетом коэффициента повторных перевозок—транспортным грузооборотом.

Для исчисления среднего расстояния перевозки составляются карты движения грузов от поставщика и складов торга к торго­вым предприятиям. С учетом того, что тарифы установлены в за­висимости от класса грузов, предварительно целесообразно сгруп­пировать товары. К первому классу относятся наиболее тяжелые грузы, обеспечивающие максимальный коэффициент использова­ния грузоподъемности. Более высокие тарифы применяются при перевозке грузов четвертого и пятого классов.

Сумма транспортных расходов определяется умножением раз­мера тарифа за перевозку 1 т данного класса груза при установ­ленном среднем расстоянии на общий вес перевозимых товаров (транспортный грузооборот). И Оплата погрузочно-разгрузочных работ в стоимость перевозки включается лишь в том случае, если они выполняются работни­ками, не состоящими в штате торговой организации.

При планировании транспортных расходов необходимо пре­дусматривать их снижение за счет более рационального прикреп­ления покупателей к поставщикам, развития более экономичных способов доставки товаров, своевременной подачи и разгрузки транспортных средств, предварительной подготовки к погрузке товаров и тары.

 Расходы по аренде и содержанию зданий, помещений и инвен­таря определяются исходя из размера площади арендуемых поме­щений, ставок арендной платы, норм потребления электроэнергии,  топлива, действующих цен и тарифов на топливо и услуги.

Расходы по амортизации собственных основных- средств оп­ределяются путем умножения среднегодовой стоимости основных фондов на нормы отчислений в процентах, дифференцируемые по различным видам основных средств отдельно на полное и частич­ное их восстановление.                          

Расходы на капитальный ремонт арендованных основных фон­дов предусматриваются в тех случаях, когда в договоре оговорено его проведение за счет арендатора. Затраты определяются на ос­нове планов капитальных ремонтов и сметно-финансовых рас­четов.

Расходы на текущий ремонт предусматриваются в плане в со­ответствии с потребностями в ремонте отдельных помещений, оборудования и инвентаря; К ним относятся стоимость материа­лов и заработная плата лиц, привлекаемых для выполнения ре­монтных работ. При расчете расходов пользуются нормами рас­хода материалов на 1 м2 площади, ценами на строительные материалы и расценками оплаты ремонтных работ.

Экономия затрат по эксплуатации основных фондов достигается за счет эффективного использования площадей и оборудова­ния, увеличения товарооборота на каждый метр торговой пло­щади, соблюдения плановых сроков и выполнения ремонтных работ на высококачественном уровне при бережном отношении к материальным ресурсам.

 Износ санспецодежды, столового белья и малоценных предме­тов списывается на издержки торговли и общественного питания ежемесячно по нормам, установленным по видам предметов, в зависимости от сроков их службы. Малоценные (стоимостью ни­же 100 руб. за единицу) и быстроизнашивающиеся предметы (срок службы которых менее одного года) могут списываться отнесением на издержки 50% стоимости при передаче их со скла­дов в эксплуатацию и остальных 50 % — при выбытии за непри­годностью.

Износ санспецодежды зависит от плановой численности работ­ников, норм потребления для отдельных их категорий, стоимости и сроков износа санспецодежды. Расходы по стирке и починке белья зависят от норм и стоимости материалов, а также от ста­вок за услуги прачечных или ремонтных мастерских.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.