Þ мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
Þ внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
Þ запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
Þ предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;
Þ формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.
Þ В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
Þ срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
Þ принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
Þ создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
Þ создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
Þ разработка и принятие программы укрепления курса рубля и перехода к его полной конвертируемости.
Будем надеяться что выше перечисленные меры помогут притоку национальных и иностранных инвестиций.
10. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ БАНКОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ.
Инвестиционный процесс в России переживает глубокий кризис, о чем свидетельствует сокращение в 3 раза за последние пять лет объемов инвестиций. По оценкам доктора экономических наук ИМЭМО РАН С.М. Борисова и Президента РНКБ П.А. Короткова, Россия приблизилась к порогу де индустриализации и сможет преодолеть кризис лишь потеряв ряд ключевых отраслей воспроизводственного цикла.
Главной причиной кризиса является нарастающее снижение объемов внутренних накоплений вследствие падения национального производства при ухудшении структуры инвестиций. Важную роль играет также недостаток национальных финансовых ресурсов, вследствие ухода государства из инвестиционной сферы, а также отсутствие экономико-правового механизма, позволяющего предприятиям эффективно привлекать национальный и международный капитал. Последнее обстоятельство в сочетании с политической нестабильностью создает предпосылки для низкой эффективности и высокой рискованности производственных инвестиций. Относительная бедность российского рынка финансовых ресурсов делает привлекательным источником инвестиций для предприятий внешний рынок капиталов.
Единственно возможный путь к выходу из инвестиционного кризиса — более тесное сотрудничество предприятий с кредитно-финансовыми учреждениями и инвестиционными институтами, в том числе и во внешнеэкономической сфере (примером является быстрый рост с 1993 г. финансово-промьппленных групп, которых, по данным Ассоциации российских банков, насчитывается около 30).
Каким образом складывается реальное сотрудничество банков и предприятий? Стремительно развивающаяся банковская система России имеет незначительный опыт взаимодействия с предприятиями. Ситуация определяется, на наш взгляд, следующими факторами:
Þ отсутствие механизма трансформации в производственные инвестиций внешних и собственных накоплений предприятий (роль насоса, отвлекающего средства от производственных инвестиционных целей, выполняет государственный бюджет через рынок государственных ценных бумаг);
Þ жесткие ограничения в сфере валютного контроля и конвертируемости рубля, препятствующие привлечению международных инвесторов;
Þ недооценка особенностей рынка и финансо-вохозяйственной деятельности при выработке внешнеэкономической стратегии развития предприятий и банков;
Þ доминирующая роль банка в сотрудничестве с предприятием, неразвитость банковского обслуживания, отсутствие внутри банковской координации по комбинированным продуктам.
Реальная выгода предприятия в совместных с банком проектах по привлечению ресурсов внешних инвесторов и размещению собственных состоит в следующем.
Прежде всего тандем банк — предприятие помогает последнему преодолеть бюрократические процедуры по получению лицензии Центрального банка на операции, связанные с движением капитала. В ряде схем инвестирования банк, располагая генеральной лицензией, может выступить рефинансирующим звеном: предоставить предприятию-резиденту полученные от нерезидента ресурсы, пропустив их через свой баланс. Важным для иностранного инвестора является и то, что банк в случае должного оформления сделки осуществляет контроль над целевым использованием инвестируемых ресурсов предприятием-реципиентом. В этом случае у банка гораздо больше возможностей для маневрирования при распределении рисков среди участников проекта (больший набор финансовых инструментов, операции с векселями и другими ценными бумагами иностранных эмитентов, сделки афорфэ и факторинговые операции).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22