Однако эти
инвестиции не покрывают потребности российской экономики.
По данным
исследований, большинство зарубежных инвесторов отмечает, что в России отсутствуют
льготно-поощрительные меры в отношении иностранного капитала и совместных
предприятий, отменены или изменены ранее предоставленные льготы, недостаточна
гарантия иностранных капиталовложений.
В целях
улучшения инвестиционного климата Правительство РФ в 1995 г. одобрило Комплексную
программу стимулирования отечественных и иностранных инвестиций, которая
предусматривает как кредитно-финансовые, информационные, так и правовые и
организационные меры. Реализация программы позволит расширить формы международного
инвестиционного сотрудничества, в частности за счет заключения концессионных
договоров, соглашений о разделе продукции, образовать свободные экономические
зоны (СЭЗ), чтобы способствовать созданию в России "точек роста",
ориентированных на мировые рынки капиталов. СЭЗ могут стать наиболее
привлекательными территориями Российской Федерации для иностранных инвесторов.
Иностранные
инвестиции могут положительно повлиять на возможности экономического роста в
долгосрочной перспективе за счет инноваций и структурных изменений в
производстве, а потому необходимы оптимизация федерально-региональных
экономических взаимоотношений, смещение центра тяжести хозяйственных реформ на
территориальный уровень и повышение роли местных органов власти и управления в
решении вопросов, связанных с экономической политикой.
В настоящее
время на региональном уровне инвестиционная политика находится в стадии формирования
и организационно не отлажена. Не отработан и механизм ее реализации.
Региональные инвестиционные программы должны подвергаться тщательной экспертизе
на предмет соответствия целям и задачам социально-экономической региональной
политики, окупаемости и эффективности.
Все это в полной
мере относится и к Дальневосточному экономическому региону.
13.2. Положение
на Дальнем Востоке.
В 1995 г. число
убыточных предприятий в Дальневосточном регионе составило почти 47% по
сравнению с 30°о в среднем по России, в первые месяцы 1996 г. — соответственно
42 и 32%. Кризисные явления в экономике Дальнего Востока проявились и в инвестиционной
сфере. Поэтому сегодня нельзя говорить о сколько-нибудь существенном влиянии
иностранного капитала на изменение экономической ситуации в регионе. К тому же
ряд факторов серьезно препятствует притоку иностранных инвестиций, в частности,
противоречивые отношения России со странами Азиатско-Тихоокеанского региона
(АТР), на которые негативно влияют территориальные споры, усиливающаяся
конкуренция со стороны АТР в сфере транспортных, страховых услуг и др.