|
|
|
|
|
|
1. Производственные капитальные вложения |
9,5 |
19,3 |
24,8 |
32,0 |
|
2. Закупка оборудования в счет иностранных кредитов |
16,0 |
10,0 |
10,6 |
12,9 |
|
3. Поддержка экспорта |
0,5 |
2,0 |
3,6 |
6,8 |
|
4. Санация предприятий |
0,4 |
1,8 |
3,1 |
5,0 |
|
5. Выплаты по государственным гарантиям инвестиций |
- |
1,2 |
2,6 |
5,3 |
|
ИТОГО: |
26,4 |
34,3 |
44,7 |
62,0 |
Изучение мирового опыта организации финансирования инвестиционных проектов показывает, что сочетание высокой надежности вложения средств с эффективностью достигается при использовании принципа проектного финансирования. Его обязательным условием является вложение инвестором определенной части собственных финансовых ресурсов. Как правило, по проектам, на финансирование которых выделяются ресурсы из Бюджета развития, собственные средства инвестора должны составлять минимум 20%. В этих условиях финансовая поддержка государства может составлять до 40%, что соответствует мировой практике. При этом, по аналогии с практикой международных финансовых организаций, предлагается использовать предоставление связанных кредитов, когда государство не переводит бюджетные деньги на счета заемщика, а оплачивает товары и услуги, необходимые для реализации проекта на условиях тендера среди поставщиков. Одновременно государство может за счет Бюджета развития предоставить коммерческому банку гарантии финансирования данного проекта в размере до 40% средств, ссужаемых им инвестору. Ограничение предоставляемой гарантии определяется необходимостью адекватной ответственности банка за выбор клиента и проверку экономической эффективности проекта. Чем выше уровень защиты гарантией, тем меньший объем гарантий может быть предоставлен.
Доходы Бюджета развития предлагается формировать, как уже говорилось, за счет источников финансирования дефицита бюджета, в том числе и целевых инвестиционных кредитов Мирового банка, и кредитов, выдаваемых в соответствии с заключенными межправительственными соглашениями. Расходы Бюджета развития направляются,
во-первых, на прямые инвестиции государства, предоставляемые по конкурсу для со финансирования проектов. Два года работы Минэкономики России с представляемыми на конкурс инвестиционными проектами позволили отработать методику и отладить организацию дела, существенно подтянуть уровень культуры действий участников конкурса. С учетом накопленного опыта предлагается расширить условия конкурса для отдельных групп проектов, принимая во внимание объективные различия отраслей, в том числе по срокам окупаемости.
Второе направление расходов Бюджета развития - кредитование экспортных операций, включая пополнение оборотных средств Такие кредиты также должны предоставляться по конкурсу на срок до одного года.
Третье направление - капитальные вложения на мероприятия, связанные с санацией предприятий распределение средств по предприятиям также имеется в виду проводить на конкурсной основе.
И четвертое направление - покрытие обязательств по выданным государством гарантиям. В проекте федерального бюджета на 1997 г. предусмотрено предоставление таких гарантий на сумму до 50 трлн. руб. Указанные гарантии предназначены для частичной страховки коммерческих банков от не возврата ссуд, выданных ими на инвестиционные проекты. Такое решение связано с риском. Но этот риск оправдан, так как позволяет устранить основную причину, удерживающую банки от предоставления долгосрочных ссуд. Вместе с тем и у государства, и у банка-кредитора появляются независимые риски на одного и того же заемщика, что резко увеличивает требования к качеству отбора заемщика и проекта. Кроме того, обязательным условием предоставления государственной гарантии следует считать страхование и перестрахование риска проекта и имущества заемщика.
При уровне предлагаемого гарантийного покрытия в 40% привлеченные кредитные ресурсы могут составить в 1997 г. около 125 трлн. руб. Возможные выплаты по гарантиям (исходя из срока окупаемости проектов до 4,5 лет и предположения, что из десяти проектов один сорвется) могут начаться в 1998 г. и составить 1,2 трлн. руб. в первый год. С увеличением в дальнейшем предоставляемых гарантий к 2000 г. эта сумма возрастет до 5,3 трлн. руб.
Дополнительно к 125 трлн. руб. индуцированные инвестиции могут увеличиться еще на 60 трлн. руб. путем частичной капитализации средств самого Бюджета развития и привлечения средств сторонних со инвесторов (в первую очередь внешних). При этом предполагается, что соотношение капитала к привлеченным средствам будет примерно 1 : 9 (по международным стандартам максимально допустимое соотношение составляет 1 : 18).
Следует отметить, что простое формирование Бюджета развития как набора статей в федеральном бюджете проблемы не решает. Необходимо ввести особый механизм его реализации, не зависящий от текущего хода исполнения федерального бюджета. В противном случае все надежды на ускорение экономического роста будут похоронены под ворохом текущих проблем. Таким особым механизмом является закрепление в бюджетном законодательстве за Бюджетом развития соответствующих источников -примерно так, как это сделано для Дорожного фонда, который, как известно, консолидируется в бюджете.
Общий объем Бюджета развития в 1997 г., по предварительной оценке, составит 26,4 трлн. руб., что и предусмотрено в федеральном бюджете на 1997 г. В соответствии со среднесрочной программой Правительства к 2000 г. он возрастает в 1,8 раза. Проводимая государственная политика на снижение ставки банковского кредита и последовательное внедрение механизма Бюджета развития позволит, начиная с 1997 г., обеспечить рост инвестиций в реальный сектор экономики. Общий объем инвестиций прогнозируется на 1997 г. около 430 трлн. руб., на 2000 г. - свыше 570 трлн. руб.
Улучшение инвестиционного климата и принятие Бюджета развития -необходимые, но не достаточные меры. Предстоит не только расширить инвестиционные ресурсы, но и сделать экономику, особенно на уровне предприятий, на микро уровне восприимчивой к инвестициям. Кратко это сводится к следующему.
Первое - реформа предприятий, предусматривающая переход к принятым в мировой практике стандартам бухгалтерского учета, оценку основных производственных фондов в соответствии с их реальной рыночной стоимостью, существенное улучшение корпоративного управления, строгое и форматизированное разделение прав и обязанностей менеджера, с одной стороны, и прав и обязанностей собственника - с другой. Укрепление правовой базы и расширение практики применения механизма санации и банкротства неплатежеспособных предприятий будет способствовать усилению роли собственника и ответственности менеджера, выявлению направлений эффективного развития производства.
Второе - страхование имущества (особенно крупными предприятиями), которое пока еще в стране не получило должного развития. В результате за пожар на КамАЗе заплатили все налогоплательщики России. В числе прочего развитию имущественного страхования препятствуют слабость российских страховых компаний, ограничения по отнесению страховых затрат на себестоимость продукции (эти платежи в соответствии с действующим порядком могут составлять не более 1% от реализуемой продукции).
Третье - развитие инфраструктуры, форм и методов привлечения в инвестиционную сферу сбережений населения. Для этого широкое распространение должна получить система паевых инвестиционных фондов и пенсионных фондов. Зарубежный опыт показывает, что две трети средств они вкладывают в ценные бумаги, а одну треть - в инвестиционные проекты.
Четвертое - ипотека. Необходимо активно содействовать становлению общероссийской системы жилищного ипотечного кредитования, формированию вторичного рынка ипотечных кредитов для привлечения в сферу банковского кредитования широких долгосрочных внебюджетных финансовых ресурсов. Особое значение имеют принятие нормального Земельного кодекса, развитие легального рынка земли, что даст существенный импульс кредитованию сельского заемщика под залог его главного имущества - земли.
Самостоятельные вопросы - развитие правовой базы инвестиционной деятельности.
Осуществление активных рыночных реформ в стране началось в условиях нормативно-правового "вакуума" и отсутствия законодательной базы инвестиционной деятельности в рыночной среде. За последние годы Правительству в основном удалось создать взаимосвязанную систему нормативно-законодательных документов, регулирующих инвестиционную деятельность в условиях рынка. В этой связи хотелось бы подчеркнуть несколько наиболее важных моментов.
Прежде всего о новом Налоговом кодексе. Для стимулирования использования предприятиями прибыли на инвестиционные цели следует обеспечить в Налоговом кодексе сохранение существующего порядка налогообложения той ее части, которая направляется на техническое развитие производства. Этот вопрос заслуживает особого внимания. Нельзя допустить, чтобы совершенствование налоговой системы привело к ухудшению инвестиционного климата.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.