Рефераты. Инвестиции. Инвестиционная политика

 

 

 

 

Камчатской области. Зна-

Приморский край

46

88

231

300

чительное  количество соз-

Хабаровский край

37

168

185

193

данных   в   1995  г.  СП

Сахалинская обл.

88

101

198

210

принадлежало   российско-

Амурская обл.

13

44

57

46

американским   и   россий-

Камчатская обл.

22

42

59

62

ско-южнокорейским  инве-

Магаданская обл.

21

36

37

25

сторам,  что  характерно и

Еврейская автономная. Обл.

23

28

32

для России в целом.

Республика Саха (Якутия)

20

33

27

26



В среднесрочной перспективе сырьевой сектор может стать реальной базой для стабилизации экономической ситуации и накопления средств для более значительных последующих структурных преобразований.

Это подтверждает и анализ отраслевой структуры действующих предприятий с иностранным капиталом. Зарубежных партнеров по-прежнему привлекают наряду с отраслями с наиболее быстрым оборотом средств традиционные сырьевые отрасли — лесная и рыбная, с ориентацией на добычу продукции, частичную ее переработку и экспорт. В 1995 г. из 300 СП, приступивших к деятельности в Приморском крае, около 60% заняты в торговле и сфере услуг, а свыше 12% — в рыбной, лесной и деревообрабатывающей промышленности. В Камчатской области на долю предприятий, занятых в рыбной отрасли, приходится около 40%.

Весомый вклад предприятия с участием иностранного капитала вносят в развитие внешней торговли Дальнего Востока; на их долю приходится более 10% внешнеторгового оборота региона.

Динамика внешней торговли СП в последние годы, как и внешней торговли региона в целом, имела нестабильный характер (табл. 3).

Темпы роста внешней торговли совместных предприятий (1992 г. - 100%)

Табл. 3

Показатель

1993

1994

1995

Следует отметить продолжающееся сокраще-

Экспорт

Импорт

64

65,8

76,8 86,3

131,7 142,2

ние внешней торговли совместных предприятий с  Китаем, что было характерным для

всех территорий Дальнего Востока. Это связано с продолжающимся падением интереса дальневосточного населения к менее качественным товарам потребительского назначения (по сравнению с южнокорейскими и американскими), а также частичной переориентацией дальневосточных экспортных потоков с восточного направления на запад. 06 этом свидетельствует рост доли в географической структуре экспорта предприятий с иностранными инвестициями таких стран, как Швеция и Германия (на них приходится соответственно 9,4 и 7,3% экспорта СП Дальнего Востока).

13.4. Перспективы развития.

Недостаточный приток прямых иностранных инвестиций заставляет искать новые организационные формы совместной предпринимательской деятельности. В частности, заслуживают внимания предложения о создании зон экспортного производства и свободных таможенных зон на территории крупных морских портов Сахалина и Приморского края, в районах, прилегающих к российско-китайской границе в Амурской области и Хабаровском крае, а также в г. Находка с целью более активного включения этих территорий в сферу торгово-экономического сотрудничества со странами АТР.

Одной из наиболее привлекательных для иностранных инвесторов форм являются свободные экономические зоны, например, "Находка", где число предприятий с участием иностранного капитала достигло 18% всех таких предприятий, расположенных на Дальнем Востоке. Подавляющее большинство СП в этой СЭЗ, как и в регионе в целом, создано совместно с китайскими фирмами (около 60°о). В то же время, наиболее крупными инвесторами являются США и Япония. Так, объем американских инвестиций в расчете на одно российско-американское СП составляет $ 0,9 млн., в то время как аналогичный показатель по российско-китайским предприятиям на порядок меньше.

Отраслевая структура инвестиций в СЭЗ "Находка" в процентном отношении складывается следующим образом: 19,6% — транспорт, реклама, инженерные работы, компьютеры, программирование, юридические услуги, фрахт, услуги по внешнеэкономическим связям, казино; 15,3% — потребительские товары; 14,2% — коммерческие предложения; 14,9% — строительство; 10,7 — переработка сельскохозяйственной продукции; 8,9% — переработка древесины; 9,3% — туризм; 7,1% — технологическое производство.

В целом приток иностранных инвестиций в СЭЗ "Находка" в 1994 г. увеличился вдвое по сравнению с 1992—1993 гг. и составил $ 88 млн.

Потребность в финансировании инвестиционных и научно-технических проектов на Дальнем Востоке и в СЭЗ "Находка" будет возрастать. Поэтому Административным Комитетом СЭЗ зарегистрирован фонд поддержки малого и среднего бизнеса. В стадии рассмотрения находится и вопрос о создании специального венчурного фонда для финансирования быстро окупающихся проектов. Так, общая потребность Дальневосточного экономического региона в финансировании инвестиционных проектов только по Программе долгосрочного развития Дальнего Востока и Забайкалья составит в 1996—2005 гг. 335,3 трлн. рублей (в ценах 1995 г.).

Повышение инвестиционной активности возможно лишь при тесном взаимодействии федеральных и территориальных органов власти, что позволит максимально снизить инвестиционные риски и стимулировать сбережения и частные инвестиции. Реальным путем улучшения инвестиционного климата на Дальнем Востоке является предоставление большей самостоятельности и определенных преференций региону в сфере внешнеэкономических связей, включая вопросы привлечения иностранного капитала.

Задачами административных органов региона остаются поддержание основных систем жизнеобеспечения и социальной сферы, развитие инфраструктуры, вложения в которую не привлекательны для частных инвесторов, обеспечение поддержки производств, перспективных для выхода на внешние рынки, а также для формирования структуры более эффективной региональной экономики.

Таким образом, стратегические цели и приоритетные направления совместной предпринимательской деятельности на Дальнем Востоке заключаются в следующем:

Þ развитие экспортного потенциала, включая совершенствование его структуры, повышение уровня конкурентоспособности;

Þ создание механизма регионального стимулирования экспорта и импортозамещения, прежде всего на микро уровне, посредством налоговых льгот экспортерам и долгосрочных льготных кредитов на развитие экспортных производств, а также путем создания залоговых и страховых фондов, защищающих от коммерческих и политических рисков;

Þ рационализация импорта в целях изменения структуры экономики и модернизации основных производств, направленная на укрепление экспортной базы Дальневосточного региона;

Þ предоставление налоговых "каникул" с освобождением от уплаты налогов на безвозвратной основе, либо на условиях коммерческого кредита на период достижения территорией средних общероссийских основных экономических показателей, в течение которого ставки налогов могут быть снижены, либо отменены полностью.

Реализация указанных направлений позволила бы создать благоприятные условия для развития совместной предпринимательской деятельности, а также более эффективно использовать иностранные инвестиции в интересах экономики Дальнего Востока[3].

14. ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ.

Анализ макроэкономической ситуации и инвестиционной политики последних лет, прежде всего 1995-1996 гг., позволяет сделать убедительный вывод о том, что для преодоления кризисной ситуации в народном хозяйстве и обеспечения его подъема требуется прежде всего оживление инвестиционного процесса в стране. В этом мнении едины как ученые-экономисты, так и хозяйственные руководители всех уровней. Эта проблема активно обсуждалась при подготовке бюджета на 1997 г. в Правительстве и в ходе его рассмотрения на заседаниях Государственной Думы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.