Рефераты. Иностранные инвестиции в Россию

Многие из их претензий имеют под собой реальную почву, но иногда они используются для оправдания собственной инертности. Обращает на себя внимание тот факт, что иностранные инвесторы при поддержке некоторых политических сил предлагают вообще отменить квоты на разработку месторождений на условиях СРП, хотя и в рамках действующей квоты они к практической деятельности, по существу, не приступали.

Создается впечатление, что иностранный капитал стремится не столько к разработке российских природных ресурсов, сколько к контролю над ними в своих интересах, и нацелен на получение особых дополнительных привилегий. Видимо, в связи с этим правительством России было принято специальное решение о том, что с победителями конкурсов или аукционов по СРП  должны заключатся соглашения, по которым они обязаны приступать к разработке месторождений  не  позднее чем через год после объявления итогов конкурса.

Тем не менее, как мы уже отмечали, в последние годы наблюдается значительный положительный сдвиг в оценке иностранными инвесторами благоприятности инвестиционного климата для значительных капиталовложений. Какие факторы играют положительную роль в привлечении иностранных инвестиций в Россию?

Это прежде всего:

1)     богатые и сравнительно недорогие природные ресурсы (нефть, газ, уголь, полиметаллы, алмазы, лес и др.);

2)     огромный внутренний рынок;

3)     кадры с достаточно высоким уровнем базового образования, способные к восприятию новейших технологий в производстве и управлении;

4)     относительная дешевизна квалифицированной рабочей силы;

5)     отсутствие серьезной конкуренции со стороны российских производителей

6)     осуществляемый процесс приватизации и возможность участия в нем иностранных инвесторов

7)     возможность получения быстрой сверхприбыли

Перспективы в России слишком многообещающи, чтобы их игнорировать. В суммарном ВВП всех новых мировых рынков доля России составляет более 25%.Причем это единственный развивающийся рынок, где есть своя обширная космическая программа, инфраструктура и реальные возможности для ее реализации. По самым скромным оценкам у России больше природных ресурсов (10.2 трлн.долларов),чем у Бразилии (3.3 трлн.долл.),Южной Африки (1.1 трлн.долл.),Китая (0.6 трлн.долл.) и Индии (0.4 трлн.долл.) вместе взятых.

Несмотря на это, удельный вес России в международных инвестициях в новые рынки составляет всего 0.5 %.Остальные 99.5% приходятся на Мексику, Бразилию, Аргентину, Турцию, Чили, другие развивающиеся и новые индустриальные страны.

 Правительственные меры по активизации инвестиционного климата

Характеризуя ситуацию с привлечением иностранных инвестиций в экономику России, приходится констатировать, что пока Россия является местом борьбы международных компаний за сбыт своих товаров, а не ареной приложения капитала. Произошло это в результате “распахнутости” российского товарного рынка и неадекватного инвестиционного климата.

Для стабилизации экономики и активизации инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер,  направленных на формирование в стране как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения инвестиций.

Можно выделить следующие предпосылки увеличения притока иностранного финансового капитала в Россию:

1)   Меры по репатриации “убежавшего” из России капитала.

2) Приведение российского законодательства ,определяющего вывоз капитала как незаконный, в соответствие с международным правом. В рамках этого процесса необходимо амнистировать владельцев незаконно вывезенного капитала за границу с целью его возврата в Россию. Правительство г. Москвы, разрабатывая новую концепцию экономического развития столицы, намерено создать условия для привлечения в экономику города “русских” денег, находящихся на счетах в заграничных банках, которые составляют, по некоторым оценкам, более 300 млрд.долл. В этой связи полезным может оказаться использование китайского опыта привлечения зарубежных капиталов, принадлежащих хуацяо (китайцам, проживающим за границей). Ведь именно на дрожжах иностранных инвестиций (до 70% которых принадлежит хуацяо) выросло китайское “экономическое чудо”.

3) Создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов,  поиском заинтересованных в  их реализации инвесторов  и  оперативном  оформлении  сделок  "под ключ".

4) Высокий банковский  процент

5) Низкая инфляция

6) Либерализация финансового рынка

7) Государственные обязательства по выплате задолженности по займам и кредитам

8) Создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России.

Будем надеяться, что вышеперечисленные меры будут приняты правительством в ближайшее время и помогут притоку национальных и иностранных инвестиций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение



Итак, подводя итог работе, необходимо, прежде всего, отметить те основные положительные последствия, к которым приведет привлечение иностранных инвестиций в широких масштабах в российскую экономику.

1)        Иностранный капитал может привнести в Россию достижения научно-технического прогресса и передовой  управленческий опыт. Поэтому включение России в мировое хозяйство и привлечение иностранного  капитала - необходимое  условие  построения  в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно  и  только  умножают  государственные долги.

2)        Иностранный капитал станет фактором ускорения экономического и  

       технического прогресса.

3)        Приток инвестиций как иностранных, так и национальных, жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и улучшения качества жизни россиян.

 При этом необходимо иметь в виду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и  даже ее экологической беспечности. Таким образом, наряду с положительными моментами участие иностранного капитала в российской экономике вызвало (и вызывает)   ряд отрицательных последствий, которые не следует сбрасывать со счетов. К ним можно отнести то, что:

1)          Приоритетное внимание западных фирм к добыче и экспорту энергоносителей способствует не только разбазариванию невозобновляемых ресурсов, но и дальнейшей гипертрофии добывающих отраслей

2)          Участие западного капитала в приватизации государственной собственности при крайне заниженном курсе рубля позволило за бесценок скупить ряд важных объектов. Так, около 50% заводов по производству минеральных удобрений скуплены бывшими советскими гражданами и работают преимущественно на вненшний рынок

3)          Иностранные капиталовложения нередко используются как способ отмыва “грязных денег” из стран Запада. Имеются серьезные опасения относительно того, что Россия может превратиться в международную прачечнуюпо отмыванию средств, имеющих криминальное происхождение

К тому же в стране формируется модель, сочетающая с себе отрицательные черты долговой и высокорисковой экономики, что подрывает основы инвестиционного процесса и может в определенных условиях поставить страну в положение инвестиционного банкротства.

 

Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, и, не лишая его собственных стимулов, направлять его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей.

            Следовательно, необходимы дополнительные меры, по снижению воздействия негативных факторов на состояние инвестиционного климата в России. Среди которых в качестве основных можно выделить:

1)   Достижение национального согласия между различными социальными группами, политическими партиями по поводу решения общенациональной проблемы выхода России из экономического кризиса.

2)   Усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета.

3)   Пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

4)   Совершенствование нормативной базы в целях привлечения иностранных инвестиций.

5)   Значительное расширение практики совместного  государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов.

6)   Радикализация борьбы с экономической преступностью.

7) Формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным   

     перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

Данные меры не абсолютны, но они, на наш взгляд, могут сыграть положительную роль в становлении отечественной экономики.

 

В перспективе мы уже можем надеяться на улучшение ситуации в российской экономике в целом по России, ведь вместе с увеличением инвестиций в нашу экономику, увеличится её стабильность, уменьшится риск долгосрочных кредитов, а значит будут претворяться в жизнь многие проекты, рассчитанные на улучшение социальной сферы (бюджет в данный момент не справляется даже с необходимым минимумом программ), что в свою очередь уменьшит социальную напряжённость в стране. Только так, последовательными и тщательно продуманными реформами, мы можем добиться остановки спада производства и стабильного его роста. Радикальные реформы показали себя далеко не с самой лучшей стороны, их несостоятельность лишь разрушала российскую экономику и, как следствие, ухудшало инвестиционный климат в стране, пугая потенциальных инвесторов непредсказуемостью экономики России. Имея на данный момент тенденцию улучшения инвестиционного климата в России будем надеяться, что какой-нибудь неосторожный шаг со стороны правительства не повернёт нас назад.














Библиография

 


 


1)       В.Д.Андрианов.”Россия в мировой экономике”. М.,1998.


2)       А.С.Зелтынь. Иностранные инвестиции в Россию // ”Эко”. № 8. 2001.


     3)    Р.Макконнел, Стенли Л. Брю . “ Экономикс: Принципы, проблемы и   

       политика”.-М.,Республика.-т.1.


4)         Е.С.Подвинская. Об управлении внешним   долгом//Финансы.2002.№3.с.22-24.


5)         Пяткин А. “Иностранные инвестиции - резерв экономического развития”//изд. “РЭЖ”. 1994. №4.


6)         П. Самуэльсон.  “Экономикс”, 1 т., М., 1992 г.


7)         Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения.М.,1994.


8)         С.Фишер. “Экономика”, M., 1997 г.


9)         Чепурин М.Н. Киселева Е.А. Курс экономической теории. Изд.“АСА”, Киров, 1995.


10)     Статистические данные взяты с сервера “ГОСКОМСТАТА”

            России  по адресу http://www.sci.aha.ru/win/stat

     

11)     “Большой экономический словарь”.  М., “Правовая культура”, 1994 г.


12)     Закон РСФСР “Об иностранных инвестициях в РСФСР” (ВВС.1991.№29.Ст.1008) с изменениями и дополнениями, внесенными федеральным законом от 19 июня 1995 (СЗ РФ. 1995. №26.Ст.2397) .


13)     Федеральный закон “О государственных внешних заимствованиях Российской федерации иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям” (СЗ РФ.1994.№35.Ст.3656)


14)     Постановление правительства РФ “О порядке предоставления организациям ссуд, финансируемых за счет государственных внешних заимствований Российской Федерации, на закупку по импорту оборудования, других товаров и услуг для реализации инвестиционных проектов в Российской Федерации” от 26 июня 1998. №653//Российская газета. 1998. 2 июля.


     15) The Economist.2000.Sept.30


     16) The Wall Street Journal Europe.2000.Nov.1


     17) Pro et Contra.Весна 2000.C 115.


* ВВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1008. Изменения и дополнения внесены Федеральным законом от 19 июня 1995. (СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2397 ).

[1] Данные литературы [4]


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.