|
5.39 |
7.45 |
3.02 |
|||
Из него: |
|
|||||
Перед международными финансовыми организациями |
2.22 |
2.50 |
2.73 |
2.32 |
2.09 |
1.89 |
Долг бывшего СССР |
7.44 |
8.77 |
12.67 |
9.24 |
9.7 |
11.77 |
Из него платежи: |
|
|||||
Парижскому клубу |
3.21 |
3.26 |
3.15 |
3.33 |
3.39 |
3.33 |
Лондонскому клубу |
1.83 |
2.85 |
3.18 |
3.12 |
3.47 |
3.79 |
Одной из главных причин появления проблемы погашения внешнего долга является слишком поспешный отказ в ходе “революционных” рыночных реформ от жесткого государственного контроля за производством и экспортом основных “валютных” ресурсов страны (нефти, цветных металлов, леса и т.п.), однако частичный “возврат назад”, т.е., по сути дела, пересмотр самой парадигмы рыночных преобразований, в планы нынешнего российского государства явно не входит.
Глава 3 . Инвестиционный климат и пути его активизации
Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.
Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых и других факторов, которые в конечном счете определяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.
Международный инвестиционный рейтинг России
В настоящее время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для широкого привлечения иностранных инвестиций, в первую очередь прямых.
Можно спорить с теми или иными оценками хозяйственной ситуации в России, которые встречаются в западной печати, но эти оценки во многом определяют поведение потенциальных инвесторов. По мнению, например, американского политолога Кондолизы Райс, ставшей недавно советником президента Джорджа Буша-младшего по национальной безопасности, ”экономика России не становится рыночной, а трансформируется в нечто иное. Широкое распространение бартера, квазибанки, миллиарды рублей, припрятанные за границей или в домашних кубышках, причудливые схемы приватизации, обогатившие так называемых реформаторов, - все это придает российской экономике прямо-таки средневековый оттенок” [16].
Новый американский президент в одном из своих первых выступлений заявил, имея в виду Россию, что “нам не стоит вкладывать или способствовать вложению денег в систему, в которой они никогда не тратятся по назначению”, добавив, что “от самой России зависит, создавать ли благоприятные условия для наших капиталов”. [15]
Как считают западные аналитики, Россия по-прежнему остается на одном из первых мест в мире (она занимает третье место после Нигерии и Индонезии в списке из 90 государств) по степени распространения коррупции. В 2000 г. она, кроме того, вошла в список стран, которые не ведут должным образом борьбу с отмыванием так называемых “грязных денег”.
По степени экономической свободы (index of economic freedom),составляемый газетой “The Wall Street Journal” и американской организацией “The Heritage Foundation” Россия опустилась в 2000 г. на 127-е место среди 155 стран, уступив даже некоторым своим партнерам по СНГ (например, Грузии и Молдове), но опередив Украину, занявшую 133-е место.
В 2001 г. в рейтинге стран с развивающимися экономиками (93 страны без прочих стран СНГ), оценивающем степень рискованности осуществления инвестиций и ведения бизнеса, Россия поделила третье место с Пакистаном, отстав лишь от Мьянмы и Зимбабве, хотя ее индекс несколько улучшился по сравнению с предыдущим годом.
В очередном ежегодном рейтинге 47 наиболее крупных стран мира по уровню конкурентоспособности их национальных экономик, разрабатываемым Международным институтом развития менеджмента (Лозанна), Россия, как и в 1999 г., заняла последнее место.
Наконец, еще по одному важному показателю – индексу экономической созидательности (economic creativity index), в котором учитывается уровень технологического (инновационного) развития страны и наличие условий, благоприятствующих экономической активности,- Россия в списке 32 стран стоит на 30-м месте, причем с минусовым показателем, опередив лишь Венесуэлу и Колумбию.
После президентских выборов (1996 г.) в России в сентябре того же года Международная финансовая корпорация (МФК) официально включила Россию в число развивающихся рынков. Тем самым отечественный рынок акций получил международное признание и стал важной частью мирового экономического пространства. Через год МФК включила Россию в сводный инвестиционный индекс развивающихся стран. Индекс МФК рассчитывается в процентах и сумма индексов всех стран принимается равной 100 %. Индекс составляется на базе ценных бумаг страны, доступных для любых инвесторов. Всего в составлении индекса участвуют акции 31 российской компании (в том числе Башкирэнерго, ГАЗ, КамАЗ ,Лукойл ,МГТС ,Мосэнерго ,Норильский никель и др.).Фактически индексы МФК рекомендуют инвесторам, куда им вкладывать капиталы. Доля России в индексе составила 5.1%, и она заняла 6-е место после ЮАР (12.3 %), Бразилии (11.6 %), Малайзии (9%), Тайваня(7,8%).Таким образом, максимально Россия может рассчитывать на 5% мировых инвестиций.
Несмотря на заметные сдвиги в признании значимости России как объекта приложения зарубежных инвестиций ,не следует сбрасывать со счетов и то, что крупные внешние вливания в экономику России все еще невыгодны Западу, причем как в экономическом, так и в политическом аспекте. В инвестиционной политике ряда промышленно развитых стран по отношению к России все еще сохраняются отголоски “холодной войны”,которые вряд ли исчезнут автоматически.
Таблица 6
Российские компании, имеющие кредитные рейтинги
международных рейтинговых агентств
Компания
Агентство
Рейтинг*
АО “Ростелеком”
АО “Мосэнерго”
АО “НК ЛУКОЙЛ”
АО “Татнефть”
АО“Московская ГТС”
АО “Вымпелком”
АО “АК Алроса”
Standard & Poor’s
Standard & Poor’s
Standard & Poor’s
Moody’s
Standard & Poor’s
IBCA
Standard & Poor’s
Standard & Poor’s
Standard & Poor’s
BB
BB
BB
Ba2
B+
BB+
BB
B+
BB
*Ваа3 – минимальный рейтинг, которая должна иметь страна, чтобы ее валютные облигации были признаны “инвестиционными”. BB+ - максимальный рейтинг
Негативные и позитивные аспекты инвестиционного
климата страны
Среди наиболее типичных претензий иностранных бизнесменов к российскому инвестиционному климату можно назвать:
1) широкое распространение коррупции;
2) ”непрозрачность” ведения бизнеса;
3) слабая корпоративная управляемость (здесь всплывает проблема обеспечения прав иностранного собственника - особенно при возникновении конфликтов с российскими совладельцами);
4) слишком высокие налоги;
5) нестабильность государственной хозяйственной политики. П
(примером такой нестабильности служит фактическая ликвидация в начале 2001 года, а затем (в феврале) восстановление Калининградской особой экономической зоны.
6) С некоторыми опасениями воспринимается за границей и происходящая сейчас в России налоговая реформа. Западные инвесторы ссылаются на не проработанность законодательства, требуя, в частности, совершенствования законодательства по континентальному шельфу, принятия Водного кодекса и т.д. ,а также закрепления отдельной главой Налогового кодекса правил налогообложения в рамках СРП. По их мнению, необходимо создание единого государственного органа, который занимался бы проблемами СРП.
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.