Эта задача разрешима, но для этого в первую очередь нужно изучить конкретное состояние в области привлечения иностранных инвестиций в российских условиях, рассмотреть экономическую и законодательную базы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране. При этом, большое внимание надо уделить последней из указанных, так как сегодня именно неопределенность в данной сфере ограничивает инвестиционный процесс, то есть наблюдается своеобразный парадокс: сильнейший инструмент по привлечению зарубежного капитала одновременно является основной причиной, удерживающей инвесторов от крупных вложений.
Таким образом, целью данной работы является анализ как позитивных, так и негативных последствий привлечения иностранного капитала в российскую экономику в форме инвестиций, а также анализ динамики привлечения иностранных инвестиций в Россию в хронологический период с 1994 по 2000 гг. Данный период был выбран, прежде всего, в связи с невысокой, на наш взгляд, перспективностью и целесообразностью исследования в настоящее время динамики притока иностранных инвестиций в Россию в период до 1993 г. , а также в связи с необходимостью составления четкого представления о динамике иностранных инвестиций именно в последние 5-6 лет для любых попыток их прогнозирования и анализа.
В соответствии с поставленной целью задачами данной работы являются:
1) Анализ изменения объема, отраслевой структуры и доли стран-инвесторов в экономике России в общем объеме поступления иностранных инвестиций в вышеобозначенный период;
2) Анализ проблемы внешнего долга России как фактора изменения объема притока иностранных инвестиций;
3) Выявление причин специфики изменения притока иностранных инвестиций в Россию в обозначенный период на основе анализа инвестиционного климата страны;
4) Анализ негативных и позитивных сторон привлечения иностранных инвестиций;
5) Прогноз возможных путей решения проблемы внешних инвестиций.
Глава 1. Внешние инвестиции в России:
общий обзор
Правовая база для иностранных инвестиций
Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций в отечественную экономику началась в СССР в годы перестройки - в 1987 году были приняты первые нормативные документы о создании и функционировании совместных предприятий российских организаций с зарубежными партнерами, которые положили начало регулированию прямых иностранных инвестиций в российскую экономику. Реформа советской внешней торговли, начатая в 1987 г. , разрешила создание совместных предприятий между советскими предприятиями и иностранными партнерами.
Современную правовую базу для иностранных инвестиций составляют более 30 законов и указов Президента. Действует также ряд постановлений Правительства, конкретных ведомственных инструкций. По своему характеру эти документы можно подразделить на две группы. Первая группа – это базисные законы России (Конституция РФ, Гражданский кодекс, Таможенный кодекс и др.),способствующие переходу страны от коммунистического режима с командной экономикой к демократии и рыночному хозяйству. Часть из них была принята в 1990-1991 гг.
Вторая группа – это документы, касающиеся непосредственно иностранных инвестиций. Главный из них – это Закон об иностранных инвестициях в РСФСР от 4 июля 1991 г.*
В соответствии с этим Законом иностранными инвесторами в России могут быть (ст. 1):
1) иностранные юридические лица, включая, в частности, любые компании, фирмы, предприятия, организации или ассоциации, созданные и правомочные осуществлять инвестиции в соответствии с законодательством страны своего местонахождения;
2) иностранные граждане, лица без гражданства, российские граждане, имеющие постоянное местожительство за границей, при условии, что они зарегистрированы для ведения хозяйственной деятельности в стране их гражданства или постоянного местожительства;
3) иноcтранные государства;
4) международные организации;
Иностранные инвестиции могут быть долевыми, т.е. могут использовать форму совместного предприятия или полностью принадлежать иностранным инвесторам. Для регистрации крупных предприятий (с инвестициями более 100 млн. рублей) требуется специальное разрешение Правительства Российской Федерации.
Законодательство не предусматривает каких-либо официально закрытых для иностранных инвесторов отраслей экономики или регионов отрасли. Но практике такие ограничения существуют. Так, хозяйственная деятельность в ряде отраслей требует получения специальной лицензии.
Важным документом в области регулирования притока и функционирования иностранных инвестиций в экономику России стал федеральный закон “О соглашениях о разделе продукции” от 30 дней 1995. Законом установлены правовые основы отношений, которые возникают в процессе осуществления инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории России. Право пользования инвестором участком недр удостоверяется лицензией, которая выдается ему органом исполнительной власти Российской Федерации.
Закон предусматривает максимальное упрощение схемы взаимоотношений инвестора и государства прежде всего по линии уплаты налогов и других обязательных платежей. Их взимание, по сути дела, полностью заменено разделом продукции по условиям соглашений, рентными платежами.
Готовятся новые поправки к закону об иностранных инвестициях, был принят закон о свободных экономических зонах .Центральный банк упростил процесс привлечения иностранных инвестиций. В частности, сокращен срок внесения иностранных инвестиций (с 6-8 месяцев до 3-х недель),расширены возможности привлечения ссудного капитала: помимо разрешительного порядка введен дополнительно регистрационный порядок привлечения кредитов.
Динамика поступления иностранных инвестиций в Россию в 1994-2000 гг.
Динамика иностранных вложений по годам неравномерна - так, их средний ежегодный объем в 1992-1994 годах составлял около 0.9 млрд. долларов, за 1995 год - около 2.8 млрд. долларов, в 1996 году – примерно 7 млрд. долларов. В 1997 г. приток иностранных инвестиций в обозначенный период достиг своего пика, составив около 12 млрд. долл. В 1999 г. произошел спад – общегодовой объем прямых и портфельных инвестиций составил лишь 9.5 млрд. долл., что, однако, выше итогов 1996. С начала 2000 года наблюдается тенденция к постепенному повышению объема внешних инвестиций. [1]
Рассмотрим динамику изменения прямых и портфельных инвестиций более подробно по годам.
Начиная с 1994 по 1998 прослеживается тенденция к увеличению импорта в Россию портфельных инвестиций (0.5 млрд.долл. в 1994 и 8.5 млрд.долл. в 1998), в 1999 – их спад (с 8.5 млрд.долл. до 5.3 млрд.долл.) ,а начиная с 2000 г. – их постепенный подъем.
Большая часть валютных инвестиций приходилась на вложения в краткосрочные долговые ценные бумаги, а рублевые инвестиции направлялись преимущественно на покупку акций российских компаний.
Следует подчеркнуть, что иностранные инвесторы сыграли важную роль в становлении рынка ценных бумаг в России. Данный рынок в значительной степени сформировался под влиянием заказов на покупку ценных бумаг, которые размещали зарубежные инвесторы.
По оценкам специалистов, в 1994-1995 гг. иностранные фирмы вложили в российские ценные бумаги около 3-4 млрд. долларов, а число инвестиционных фондов, покупающих акции отечественных предприятий, достигло нескольких десятков.
В России к концу 1997 г. обосновалось около 20 крупных инвестиционных компаний, которые занимаются покупкой российских ценных бумаг (табл. 1).
Таблица 1
Фонд
Доходность ( % годовых, с 1 января по 31 августа 1997 г.)
Размер
фонда
(млн.дол.)
Hermitage Fund
Firebird Fund LP
Russian Prosperiry Fund
Oracle Eastern Europe Fund
Firebird New Russian Fund
Clariden Global Russia Fund
FP Russian Equity Fund
Russian Investment Company
Fleming Frontier Russia Fund
Fleming Russia Securities Fund
Brunswick Russia Growth Fund
MC Russian Market Fund
Rurik Inestment Fund
Optima Opportuning Fund
Alpha Eastern Europe Fund
Lexington Troika Dialog Russia
Red Horizon Partners
Eastern Capital Fund
White Tiger Investment Comp.
+278.7
+212.2
+104.7
+162.9
+160.5
+159.6
+153.9
+147.7
+147.1
+143.9
+138.6
+128.2
+127.2
+115.1
+111.9
+108.5
+108.4
+98.5
+97.0
914
85
229
25
26
67
10
50
36
262
144
20
80
13
180
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7