|
Решение: находим дисконтированные результаты и дисконтированные затраты по годам расчетного периода, то есть в течение 6 лет внедрения агрегата
1. Р = (14260 * 0,9091) + (15812 * 0,8264) + (16662 * 0,7513) + (18750 * 0,6830) + (26250 * 0,6209) + (28750 * 0,5645) = 12963,8 + 13067,0 + 12518,22 + 12806,3 + 16298,6 + 16229,4 = 83883,3 д. е.
2. З = (996 * 0,9091) + (4233 * 0,8264) + (10213 * 0,7513) + (18140 * 0,6830) + 18396 * 0,6209) + (20148 * 0,5645) = 905,5 + 3498 ,2 + 7673 + 12389,6 + 11422 + 11373,5 = 47261,8 д.е.
3. Э = .
То есть, экономический эффект от использования агрегата по упаковке тары составит 36621,5 = (83883,3 - 47261,8).
Величина удельных затрат определяется по формуле
.
Отсюда руб. / руб.
Пример 11.2.
Имеются следующие данные о производстве и реализации обоев со звукопоглощающим покрытием.
Показатели
Единица измерения
Величина показателя
Объем реализации
тыс. рулонов
300
Выручка от реализации – РТ
млн. руб.
22588
Издержки производства (себестоимость продукции) – ЗТ
млн. руб.
8444
Необходимо определить экономический эффект (прибыль) от производства и реализации обоев со звукопоглощающим покрытием.
Решение:
Экономический эффект (прибыль) от производства и реализации обоев со звукопоглощающим покрытием за расчетный период определяется по следующей формуле:
ЭТ = РТ - ЗТ.
Отсюда ЭТ = 22588 - 8444 = 14144 млн. руб.
Пример 11.3. Предложены к внедрению три изобретения. Определить, какое из них наиболее рентабельное.
Инвестиции (К), млн. руб.
Предполагаемый доход, млн. руб.
1
446,5
640,2
2
750,6
977,5
3
1250,0
1475,5
Решение. Определим индекс доходности
.
По первому изобретению
.
По второму изобретению
.
По третьему изобретению
.
Резюме
Эффект от использования инноваций зависит от учитываемых результатов и затрат. Определяют экономический, научно-технический, финансовый, ресурсный, социальный и экономический эффект.
В зависимости от временного периода учета результатов и затрат различают показатели эффекта за расчетный период и показатели годового эффекта.
Эффективность определяется через соотношение результата (эффекта) и затрат.
Вопросы для повторения
1. Перечислите основные виды эффекта.
2. В чем сущность метода приведенных затрат?
3. Дайте определение показателя «период окупаемости».
4. В чем различие понятий абсолютного и сравнительного эффекта, абсолютной и сравнительной эффективности?
5. Назовите систему показателей для оценки общей экономической эффективности инноваций.
6. В чем особенность индекса рентабельности?
7. Что положено в основу определения интегрального эффекта?
Глава ХII. Эффективность инновационной деятельности
12.1. Характеристика результатов инновационной деятельности
В первых главах мы дали определение инновационной деятельности, из чего следует, что в результате этой деятельности рождаются новые идеи, новые и усовершенствованные продукты, новые или усовершенствованные технологические процессы, появляются новые формы организации и управления различными сферами экономики и ее структурами.
Результаты инновационной деятельности в виде инновационной продукции, которая может иметь конкретную вещественную форму или быть в неовеществленной форме (например, ноу-хау).
Создатели новшеств приобретают на них авторские и смежные с ними права. Возникает такое юридическое понятие как интеллектуальная собственность. Данное понятие предусмотрено Конвенцией, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности, созданную в 1967 году. Задачей Всемирной организации интеллектуальной собственности является содействие ее охране.
В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией Российской Федерации (ст. 44). Действует также пакет законов в области охраны прав на объекты интеллектуальной собственности:
¨ Закон об авторском праве и смежных правах;
¨ патентный закон Российской Федерации;
¨ Закон «О правовой охране топологий интегральных микросхем»;
¨ Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных»;
¨ Закон «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»;
¨ Федеральный Закон об информации; информатизации и защите информации.
В Гражданском кодексе Российской Федерации определены способы охраны служебной и коммерческой тайны.
Объекты интеллектуальной собственности могут использоваться предприятиями и организациями, приносить доход. Они включаются в состав нематериальных активов.
Охранными документами на изобретения являются патенты, авторские свидетельства.
Патент удостоверяет авторство, приоритет и исключительное право на использование изобретения в течение срока действия патента.
Патентная форма защиты изобретений обеспечивает правовую охрану отечественной продукции на международном рынке лицензий, позволяет развивать лицензионную торговлю технической документацией, новейшими технологиями.
Различают национальные и региональные патенты (например, зарегистрированные в Европейском патентном ведомстве).
Патенты служат источником информации о новейших научно-технических достижениях, знание которых чрезвычайно важно для инновационного менеджера, который должен владеть ситуацией на рынке инновационной продукции.
В России выдача патентов и публикация официальной информации о них осуществляется Роспатентом. Непосредственному получению патента предшествует подача заявки, которая содержит сведения об авторе, заявителе, его законном представителе, описание объекта, объеме и сроках охраны.
Инновационная продукция должна обладать индивидуализацией. В Гражданском кодексе Российской Федерации установлено такое средство индивидуализации продукции - товарный знак.
В Законе Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товара» дается следующее определение: «Товарный знак и знак обслуживания (далее - товарный знак ТЗ) - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг (далее товаров) других юридических или физических лиц». Товарным знаком может быть оригинальное графическое изображение, сочетание цифр, букв и т.п.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 41, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.