Принимая ту или иную
стратегию, руководство должно учитывать 4 фактора:
1. Риск. Какой
уровень риска фирма считает приемлемым для каждого из принимаемых решений?
2. Знание прошлых
стратегий и результатов их применения позволит фирме более успешно
разрабатывать новые.
3. Фактор времени.
Нередко хорошие идеи терпели неудачу потому, что были предложены к
осуществлению в неподходящий момент.
4. Реакция на
владельцев. Стратегический план разрабатывается менеджерами компании, но часто
владельцы могут оказывать силовое давление на его изменение. Руководству
компании стоит иметь в виду этот фактор.
Разработка стратегии
может осуществляться тремя путями: сверху вниз, снизу вверх и с помощью
консультативной фирмы. В первом случае стратегический план разрабатывается
руководством компании и как приказ спускается по все уровням управления.
При разработке
"снизу вверх" каждое подразделение (служба маркетинга, финансовый
отдел, производственные подразделения, служба НИОКР и т.д.) разрабатывает свои
рекомендации по составлению стратегического плана в рамках своей компетенции.
Затем эти предложения поступают руководству фирмы, которое обобщает их и
принимает окончательное решение на обсуждении в коллективе. Это позволяет
использовать опыт, накопленный в подразделениях, непосредственно связанных с
изучаемыми проблемами и создает у работников впечатление общности всей
организации в разработке стратегии.
Фирма может
воспользоваться и услугами консультантов для исследования организации и
выработки стратегии.
Под
исследовательским проектом мы понимает выполнение
исследований и разработок, направленных на решение актуальных теоретических и
практических задач, имеющих социально-культурное, народно-хозяйственное,
политическое значение. В исследовательских проектах излагаются научно
обоснованные технические, экономические или технологические решения.
Различают: инициативные научные проекты; проекты развития
материально-технической базы научных исследований; проекты создания
информационных систем и баз данных (ИС и БД); издательские проекты, проекты
организации экспедиционных работ и др.
Исследовательские
проекты могут выполняться различным числом участников.
Они являются одной из форм инновационного проекта.
Инициативные
проекты, как правило, осуществляются небольшими (до 10
человек) научными коллективами или отдельными учеными.
Срок выполнения
инициативного проекта, как правило, 1, 2 или 3 года.
Инициативный
проект имеет следующее содержание:
¨
фундаментальная научная проблема, на решение
которой направлен проект;
¨
конкретная фундаментальная задача в рамках
проблемы, на решение которой направлен проект;
¨
предлагаемые методы и подходы (с оценкой степени
новизны), общий план работ на весь срок выполнения работы;
¨
ожидаемые научные результаты (развернутое описание
с оценкой степени оригинальности);
¨
современное состояние исследований в данной области
науки, сравнение ожидаемых результатов с мировым уровнем;
¨
имеющийся у коллектива научный задел по
предлагаемому проекту, полученные ранее результаты (с оценкой степени
оригинальности); разработанные методы (с оценкой степени новизны);