Таблица 1. структура и динамика поступления средств в федеральный бюджет, в %
В таблице приведены результаты приватизации и использования государственной собственности за период 1996-1999 гг. Динамика поступления средств от приватизации и использования государственной (муниципальной) собственности позволяет судить об интенсивности сделок с этим видом собственности. Как показывают данные по итогам 1999 г., основная часть неналоговых доходов поступает от приватизации (49,5%), вторая по величине статья поступления – дивиденды по акциям, находящимся в государственной собственности (37,9%), и лишь 12,6% составляют доходы от аренды государственного имущества. Да, так на самом деле происходило в России в конце XX века.
1.3.2 РАСХОДЫ БЮДЖЕТА
Расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Предоставление бюджетных средств осуществляется в виде:
ü ассигнований на содержание бюджетных учреждений;
ü средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;
ü трансфертов населению, включающих в себя ассигнования на реализацию выплат населению, установленных законодательством РФ и ее субъектов, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
ü ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
ü ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;
ü бюджетных кредитов юридическим лицам (включая налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и платежей);
ü субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;
ü инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
ü бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджета других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;
ü кредитов иностранным государствам;
ü средств на обслуживание и погашение долговых обязательств, в том числе государственных и муниципальных гарантий.
Новые виды расходов бюджетов финансируются только с начала очередного финансового года при условии их включения в соответствующий бюджет. При определении источников финансирования исключается увеличение дефицитов бюджетов.
Формирование расходов бюджетов всех уровней базируется на единых методологических основах, нормативах минимальной бюджетной обеспеченности, финансовых затрат на оказание государственных услуг. Как я уже отмечал в начале главы, в России в настоящее время идет реформа межбюджетных отношений. Так вот, ключевая задача этой реформы – предоставление региональным и местным органам власти реальных расходных полномочий, сбалансированных с имеющимися финансовыми ресурсами. В РФ в соответствии с Бюджетным кодексом в настоящее время за каждым уровнем власти закреплены определенные расходы. Сама же структура расходов государственного бюджета (берется пример Федерального бюджета) выглядит следующим образом:
Рис. 7 Структура расходов федерального бюджета
Федеральный закон «О бюджетной классификации РФ» от 05.08.1996 № 115-ФЗ (ред. 08.08.2001) предлагает три вида классификации расходов бюджета: функциональную, экономическую, ведомственную. Функциональная классификация расходов бюджетов РФ представляет собой группировку расходов бюджетов всех уровней и отражает направление бюджетных средств на выполнение основных функций государства. Первый уровень функциональной классификации расходов бюджетов РФ разделы, второй уровень – подразделы, конкретизирующие направления бюджетных средств на выполнение функций государства в пределах разделов, третий уровень – целевые статьи расходов федерального бюджета, отражающие финансирование расходов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств в пределах подразделов функциональной классификации расходов бюджетов, четвертый уровень – виды расходов федерального бюджета, детализирующие направления финансирования расходов по целевым статьям. Классификация заключается в том, что каждому направлению расходов присваивается свой код. Например, разделы обозначаются следующим образом:
01 – Государственное управление 14 - Образование
06 – Наука 15 - Культура
Подразделы конкретизируют направление расходов, например:
Раздел 14 – Образование
01 – дошкольное образование (код – 1401)
05 – Переподготовка и повышение квалификации (код – 1404)
04 – Среднее профессиональное
Образование (код – 1403)
06 – Высшее профессиональное образование (код – 1406)
Примеры целевых статей:
400 – Ведомственные расходы на дошкольное образование
401 – Ведомственные расходы на общее образование
405 – Ведомственные расходы на высшее профессиональное образование
Виды расходов еще более детализируют направление расходов в пределах целевой статьи:
260 – Школы – детские сады, школы начальные, неполные средние и средние
265 – Детские дома
261 – Специальные школы
271 – Высшие учебные заведения
Соответственно, если в бюджете существует строка, которая согласно функциональной классификации выглядит следующим образом: 1406 405 271, можно сказать, что по этой строке отражены расходы на высшие учебные заведения, финансируемые из данного бюджета.
Экономическая классификация – это группировка расходов бюджетов всех уровней по их экономическому содержанию. Она включает в себя текущие и капитальные статьи расходов, а также предоставление бюджетных кредитов (бюджетных ссуд). На ее основе составляют сметы бюджетных учреждений. Капитальные расходы, предназначенные для обеспечения инновационной и инвестиционной деятельности, включают статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Текущие расходы бюджетов предназначены для обеспечения текущего функционирования органов власти соответствующего уровня, бюджетных учреждений, а также оказания государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций. В эту категорию входят и другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22