Основное влияние оказала передача 1,5% ставки налога на прибыль организаций на федеральный уровень (46,4 млрд. руб. или 0,25% ВВП), а также изменение нормативов отчислений по налогу на добычу полезных ископаемых и регулярных платежей (44,89 млрд. руб. или 0,24% ВВП), передача водного налога на федеральный уровень (11,2 млрд. руб. или 0,06% ВВП).
В целом изменение законодательства (бюджетного налогового, таможенного) снизило налоговые доходы федерального бюджета на 156 млрд. руб.
Профицитный бюджет в течение последних трех лет позволял формировать финансовый резерв, на этой основе в 2005 году средства Стабилизационного фонда сверх накопленной суммы 500,0 млрд. руб. могут быть использованы на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда РФ и на погашение государственного внешнего долга Российской Федерации в размере 168,0 млрд. руб., что и было произведено.
Вместе с тем, финансовая самостоятельность местного самоуправления федеральным бюджетом не гарантируется и улучшения финансового положения большинства муниципальных образований в 2005 году ожидать не следует. В частности, это обусловлено тем, что в 2005 году будет только положено начало реализации реформы федеративных отношений и местного самоуправления, реформы межбюджетных отношений, предусматривающих приведение в соответствие доходных и расходных полномочий всех уровней бюджетной системы.
2.2.3 расходы федерального бюджета В 2005 годУ
Расходы федерального бюджета на 2005 году предусмотрены в объеме 3047,9 млрд. рублей, что на 388,5 млрд. рублей (14,6%) превышает уровень 2004 года.
Необходимость обеспечения сбалансированности и устойчивости федерального бюджета и бюджетной системы в целом в условиях сокращения налоговой нагрузки на экономику требует дальнейшего сокращения расходов федерального бюджета по отношению к ВВП.
В 2004 году общий объем расходов федерального бюджета составил 16,8% ВВП (согласно федеральному закону «О федеральном бюджете на 2004 год» – 17,4% ВВП), в нынешнем же году он снизится до 16,3% ВВП. В принятых для формирования федерального бюджета макроэкономических условиях это обеспечивает сбалансированность федерального бюджета при соблюдении установленных Бюджетным кодексом РФ требований к формированию Стабилизационного фонда РФ.
Структура и динамика расходов федерального бюджета
в 2004-2005 гг.
Раздел
2004 г. (закон)
2005 г. (закон)
Темпы роста, %
млрд. руб.
% к расходам всего
в % к расходам всего
Всего расходов
2 659,4
100,0
3048,0
114,6
Общегосударственные вопросы
458,7
17,3
488,6
16,0
106,5
в т.ч. без учета процентных расходов
171,1
6,4
234,5
7,7
137,5
Национальная оборона
413,7
15,6
529,1
17,4
127,9
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность
316,3
11,9
398,4
13,1
126,0
Национальная экономика
213,5
8,0
234,0
109,6
Жилищно-коммунальное хозяйство
16,6
0,6
6,8
0,2
41,0
Охрана окружающей среды
5,0
4,6
92,0
Образование
156,4
5,9
154,5
5,1
98,8
Культура, кинематография, СМИ
32,8
1,2
38,5
1,3
117,4
Здравоохранение и спорт
75,5
2,8
82,5
2,7
109.3
Социальная политика
154,1
5,8
172,0
5,6
111,6
Межбюджетные трансферты
816,7
30,7
938,9
30,8
114.9
в т.ч. бюджетам других уровней
317,2
367,7
12,1
115,9
справочно:
Оплата труда и начисления
506,8
19,1
596,1
19,6
117,6
Капитальные вложения в основные фонды
172,9
6,5
219,7
7,2
127,1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22