Распорядитель бюджетных средств – это орган государственной власти или местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств и осуществлять связанные с этим функции.
· бюджетные учреждения и другие получатели бюджетных средств.
Бюджетное учреждение – это организация, созданная органом государственной власти или органом местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических и других функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. В смете доходов и расходов должны быть отражены бюджетные и внебюджетные доходы учреждения.
Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
· кредитные органы, которые осуществляют отдельные операции с бюджетными средствами (уполномоченные банки).
8) Иные органы, на которые возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
8. Теоретические основы обеспечения сбалансированности бюджета.
В зависимости от особенностей экономического развития государства можно выделить три состояния бюджета: дефицит – превышение расходной части бюджета над доходной; баланс – равенство доходной и расходной частей и профицит – доходы бюджета превышают его расходы.
Бюджетный дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами. Выделяют несколько причин этого явления:
1. Низкая эффективность общественного производства.
2. Резкое снижение налоговых поступлений вследствии экономических кризисов или изменения экономической конъюнктуры (падение мировых цен на нефть в 1998 году привело к значительному снижению налоговых поступлений в бюджет РФ от нефтяных компаний)
3. Нерациональная структура бюджетных расходов, т.е. положение, при котором страна живёт не по средствам.
4. Резкий, неожиданный рост расходов, связанный со стихийными бедствиями, крупными социально-политическими потрясениями или войнами.
5. Крупные государственные инвестиции, направленные на модернизацию экономики.
В экономической теории существуют различные подходы к решению проблемы бюджетного дефицита.
1. Государственный бюджет должен быть сбалансирован каждый год. Так как в противном случае для покрытия дефицита Правительство выходит на финансовый рынок и вступает в конкуренцию с частным сектором за кредитные ресурсы. Это приводит к повышению % ставки и уменьшению инвестиций в частном секторе, возросший % по долговым инструментам делает финансовые операции более привлекательными для нерезидентов. Приток иностранных денежных средств ведёт к росту внешнего долга. Для покупки высокодоходных бумаг нерезиденты вынуждены покупать национальную валюту, это ведёт к росту спроса на эту валюту и, как следствие повышению её курса, что препятствует экспорту и способствует импорту.
В итоге снижение инвестиций в частный сектор, рост импорта и сокращение экспорта ведёт к снижению налоговых поступлений и соответственно росту бюджетного дефицита. Подобную ситуацию можно было наблюдать в России в период с 1994 по 1998 годы, когда для покрытия бюджетного дефицита Правительство выпускало ГКО и ОФЗ с огромной доходностью (300%) , в этот период в России имели место все негативные последствия подобной политики (снижение инвестиций, рост импорта, рост внешнего долга, сокращение налоговых поступлений в бюджет).
Эмиссионное же финансирование бюджетного дефицита неминуемо приводит к росту инфляции, что негативно сказывается на все экономике в целом.
Единственный выход в подобных ситуациях – это сокращение государственных расходов и повышение налогов. Однако, подобные действия неминуемо приведут к сокращению совокупного спроса, что, в свою очередь, приведёт к безработице и дальнейшему снижению налоговых поступлений.
2. Бюджет должен быть сбалансирован по экономическому циклу. В периоды экономических спадов Правительство должно сокращать налоги и увеличивать госрасходы, тем самым сознательно вызывая бюджетный дефицит, однако, в периоды экономического подъёма Правительство должно повысить налоги и сократить расходы. Проводя подобную политику, правительство может столкнуться с рядом трудностей:
- где найти источники финансирования бюджетного дефицита, мы же установили, что выпуск гос. долговых обязательств, и тем более денежная эмиссия приводят к негативным последствиям в экономике;
- периоды спада и роста могут быть неравнозначны, например, после длительного экономического спада может наступить непродолжительный рост, в итоге сбалансированности бюджета добиться не удастся;
- политическая ситуация может не позволить поднять налоги или сократить расходы, в данном случае так же не удастся добиться сбалансированности бюджета.
3. Концепция функциональных финансов. Суть: целью бюджетной политики является не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики в целом. Для достижения этой цели можно допускать бюджетные дефициты.
Предмет – Прогнозирование и планирование в налогообложении
64. Налоговое прогнозирование и планирование: сущность, содержание, значение, этапы.
1. Понятие налогового планирования, его роль в системе управления финансами предприятия.
Следуя логике изучения любой экономической категории при рассмотрении понятия налогового планирования, необходимо последовательно проанализировать категории налог и планирование.
В различных экономических словарях, а также в современной и зарубежной литературе даются самые различные определения планирования. Единой точки зрения на этот вопрос не существует, однако в большинстве случаев понятие планирование рассматривается как вид управленческой деятельности и способ оптимизации в действии хозяйствующих субъектов, поэтому под планированием на уровне хозяйствующего субъекта будем понимать неотъемлемую часть управления его финансово-хозяйственной деятельностью, заключающуюся в установлении желаемого в будущем состояния объекта и оптимального способа достижения этого состояния в условиях ограниченности ресурсов и возможности их альтернативного использования.
Уменьшение налогов или налоговая оптимизация – целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют ему избежать или в определенной степени уменьшить его обязательные платежи в бюджет, производимые в виде налогов.
Налоговое планирование является более широкой категорией и представляет собой часть управления финансово-хозяйственной деятельностью субъекта в рамках единой стратегии его экономического развития и представляет собой процесс системного использования оптимальных законных налоговых способов для установления желаемого в будущем состояния объекта в условиях ограниченности ресурсов.
1. Этапы и элементы налогового планирования.
Налоговое планирование является частью финансового и подчиняется следующим принципам:
1) разумность – при осуществлении планирования не рекомендуется нарушать нормы законодательства.
2) Нельзя строить налоговое планирование на использовании исключительно зарубежного опыта планирования и на пробелах законодательства, так как эти методы требуют индивидуального подхода и сопряжены с определенным риском, так как в этих случаях обоснование в применении метода может осуществляться только в суде.
3) Комплексный расчет экономии и потерь – при осуществлении налогового планирования всестороннему анализу должны быть подвергнуты возможные его последствия: 1. нужно сравнивать экономию от планирования и затраты по его осуществлению; 2. сравнивается экономия и возможные негативные последствия в виде судебных издержек, штрафных санкциях и т.д.
4) Учет политических аспектов – при планировании нужно учитывать состояние бюджета территории, на которой осуществляется планирование; нормативное регулирование; роль, которую играет предприятие в формировании бюджета территории и т.д.;
5) Грамотное документальное оформление – особое внимание следует уделять документальному оформлению операций, так как небрежность в оформлении. Отсутствие документов может дать налоговым органам возможность переквалификации сделки.
Этапы налогового планирования (по Медведеву):
1. принятие решения о наиболее выгодном с точки зрения налогового планирования, расположении предприятия, его руководящих органов, филиалов и т.д. в зависимости от цели деятельности предприятия и особенностей налоговых режимов отдельных стран.
2. Выбор организационно-правовой формы юридического лица и его внутренней структуры с учетом характера и цели деятельности. В западных странах сложилась общая тенденция: чем меньше ответственность по обязательствам перед своими кредиторами, тем больше налоговые обязательства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9