Состав: 1. ФБ РФ и бюджеты ГВФ ; 2. Бюджеты субъектов РФ и террит-ых ГВФ; 3. Местные бюджеты.
ФБ РФ – главный распорядитель средств гос-ва.
ГВФ – фонд ден.средств, образуемый вне ФБ РФ, бюд-та субъектов РФ, для осуществления ОМС, ФСС., пенсионного обеспечения граждан.
Бюджеты субъектов – фин. база соц-экон. развития регионов и выполнение функции распределения фин. рес-ов м/у местными бюджетами данного региона.
Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства.
Принципы построения БС РФ:
1. Единство БС РФ – единство бюд. зак-ва РФ, принципы организации и функц-ия БС РФ, форм бюдж. документации и отчетности, санкций за нарушение.
2. Самостоятельность бюджетов
3. Сбалансированность бюджетов.
4. Принцип гласности.
5. Разграничение доходов и расходов м/у бюджетами различных уровней.
6. Равенство бюджетных прав субъектов РФ, мун.образований
7. Полнота отражения доходов и расходов, бюджетов ГВФ.
8. Эффективность и экономичность использования бюдж. средств.
9. Общего (совокупного) покрытия расходов.
10. Достоверность бюджета.
11. Адрес и целевой характер бюджетных средств.
6. Доходы различных звеньев БС, их сущность и классификация.
Доходы БС РФ – это ден. средства, поступающие в безвозвратном и в безвозмездном порядке, в соответствии с законодательством РФ, субъектом РФ и органам МСУ.
В соответствии с бюджетным кодексом доходы всех бюджетов формируются за счет:
1. Налоговых доходов, представляющие собой предусмотренные налоговым законодательством РФ налоги и сборы, а также пени и штрафы, связанные с взиманием налогов.
2. Неналоговые доходы.
3. Межбюджетные трансферты
В настоящее время (с 2005 г.) все доходы поступающие в бюдж. систему БК РФ четко разграничены по ее уровням.
Источники бюджетных доходов: ВВП, нац.доход, ВВП других стран.
Классификация доходов:
1. В зависимости от уровня управления: -доходы ФБ, - доходы бюджетов субъектов, - доходы местных бюджетов.
2. По методам мобилизации: - налоги, - займы,- эмиссионный доход.
3. По фин. содержанию: -налоговые (предусмотренные налоговым законодательством Н иС + штрафы, пени, связанные с взиманием Н), - неналоговые (доходы от использования имущества, находящегося в гос собственности, доход от продажи имущества, находящегося в гос и муниц. собственности, доходы от платных услуг)
4. По признаку распределения м/у звеньями БС: - собственные, - регулирующие.
5. По экономическому содержанию: - текущие, - капитальные (доходы от основных фондов, доходы гос. заказов и резервов от продажи земли).
7. Бюджетный процесс в РФ, его стадии и органы, ответственные за них.
Бюджетный процесс – регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов ГВБФ, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов ГВБФ, а также по контролю за их исполнением.
Бюджетный процесс состоит из нескольких стадий:
1. Составление проекта бюджета, начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
2. Рассмотрение и утверждение бюджета: Правительство РФ вносит проект бюджета в Государственную Думу (не позднее 24 часов 26 августа), которая рассматривает проект в 4 чтениях, одновременно предоставляет Президенту. Рассмотрение в первом чтении 30 дней, предмет рассмотрения – основные характеристики бюджета; во втором чтении 15 дней, предмет рассмотрения – объем ФФПР и расходы федерального бюджета по разделам функциональной классификации; в третьем чтении 25 дней, предмет рассмотрения – детализация расходов, целевые программы, программы гос. заимствований и гарантий; в четвертом чтении 15 дней, законопроект голосуется в целом. Затем в течение 5 дней передается в Совет Федерации – (рассмотрение 14 дней, предмет - одобрение в целом), затем направляется Президенту РФ, на одобрение, подписание и обнародование.
3. Исполнение бюджета (осуществляется по доходам и расходам). В настоящее время установлено казначейское исполнение бюджетов. Начинается 1 января, завершается 31 декабря.
4. Подготовка, рассмотрение и утверждение отчета об исполнении бюджета. Не позднее 1 июня текущего года Правительство РФ представляет в Государственную Думу и Счетную Палату Отчет об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в форме федерального закона.
Счетная палата РФ проводит проверку отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством РФ указанного отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок.
Государственная Дума рассматривает отчет об исполнении федерального бюджета в течение 1,5 месяца после получения заключения Счетной палаты РФ, по итогам рассмотрения отчета и заключения Счетной палаты РФ принимается решение об утверждении отчета об исполнении федерального бюджета или об отклонении отчета об исполнении федерального бюджета.
Таким образом, можно видеть, что понятие бюджетный процесс отличается длительным периодом (почти 3 года), в отличие от бюджета, который действует в течение финансового года.
Участники бюджетного процесса ?
В Бюджетном Кодексе выделены следующие участники бюджетного процесса:
1) Президент РФ: полномочия - внесение Бюджетного послания в ГосДуму (основные направления бюджетной и налоговой политики), утверждение (подписание) федерального закона о федеральном бюджете;
2) Органы законодательной (представительной) власти (Федеральное Собрание РФ, Законодательные собрания субъектов РФ и т.п.): полномочия - рассмотрение и утверждение бюджетов и отчетов об их исполнении, последующий контроль за исполнением бюджета + формирование органов, осуществляющих контроль за исполнением соответствующего бюджета;
3) Органы исполнительной власти, местного самоуправления (Правительство РФ; главы субъектов РФ; главы местного самоуправления; финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов и др.): полномочия – составление проекта бюджета, внесение проекта бюджета + необходимых документов и материалов на рассмотрение, исполнение бюджета, управление государственным и муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представление отчета об исполнении бюджета и др.;
4) Органы денежно-кредитного регулирования (Банк России): полномочия - совместная с Правительством разработка и представление на рассмотрение в Государственную Думу основных направлений денежно-кредитной политики, обслуживание счетов бюджетов, осуществление функций генерального агента по государственным ценным бумагам РФ;
5) Органы государственного и муниципального финансового контроля (Счетная Палата РФ; Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, контрольные органы законодательных органов субъектов РФ и представительных органов местного самоуправления; контрольные органы исполнительной власти).
6) Государственные внебюджетные фонды (составление проектов бюджетов ГВБФ, внесение проектов бюджетов ГВБФ, исполнение бюджетов, представление отчетов об исполнении бюджетов ГВБФ)
7) Главные распорядители и распорядители бюджетных средств
Главные распорядители – это органы государственной власти РФ, имеющие право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации. Главные распорядители бюджетных средств определяются ведомственной классификацией расходов. Они выполняют следующие функции: определяют задания по предоставлению государственных или муниципальных услуг по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств; утверждают сметы доходов и расходов подведомственных бюджетных учреждений; составляют бюджетную роспись; распределяют лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств; исполняют соответствующую часть бюджета и др.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9