Вопрос № 3. Основные фонды и оборотные средства ЖХ .
Оборотные средства призваны обеспечивать текущую деятельность ЖКХ.
Отличительные черты:
1) Структура основных фондов ( свыше 90 % приходится на жилые здания , дома )
2) В общем объеме непроизводственных основных фондов более 1/2 приходится на основные фонды ЖХ.
3) Характерной особенностью формирования основных фондов является то , что , не начисляя амортизацию на реновацию , мы должны постоянно заботиться о состоянии и поддерживать основные фонды. Следовательно , должны существовать особые источники на расширение основных фондов ( финансирование капитальных вложений ) :
· средства бюджетов ( исторически у нас так сложилось )
· собственные средства предприятий и организаций , использующиеся на финансирование возведения зданий ;
· средства граждан , которые ведут жилищное строительство и приобретают в дальнейшем жилье в личную собственность ( это касается городского жилья , в сельских районах , как правило , строительство ведется с участием средств граждан - 80 % граждан имеет жилье, возведенное собственными силами ) .
4) Сосредоточение финансовых средств , необходимых для ремонта основных фондов (текущий и капитальный ремонт ) :
· арендная плата ;
·превышение доходов ЖКХ над эксплуатационными расходами ( не вся сумма превышения направляется на ремонт зданий - используется на финансирование прироста норматива собственных оборотных средств .
Организация оборотных средств
Организация оборотных средств начинается с разделения оборотных средств на :
1) нормируемые :
· расчеты с квартиросъемщиками ;
· материалы для текущего ремонта и эксплуатации ;
· МБП ;
· расходы будущих периодов .
2) ненормируемые :
· денежные средства в кассе , на р/с , на текущем счете и т. д.
·дебиторы ( средства в расчетах ) - квартиросъемщики , арендаторы , отпуск энергии на сторону и т. д.
В источниках финансирования потребности в оборотных средствах ничего особенного нет:
а) собственные средства ;
б) устойчивые пассивы ( иногда приравненные к нормируемым ОС ) ;
в) банковские ссуды ;
г) ассигнования из бюджета ( специфика этой сферы хозяйствования ) .
В ненормируемых ОС числятся :
· авансы по арендной плате ;
· авансы от квартиросъемщиков , которые проплачивают стоимость жилья вперед ( за несколько месяцев ) .
Норма в днях по статье “ кварплата “ равняется 40 дням. Умножаем на средний размер ( однодневный ) Þ размер статьи в денежном размере .
( тариф за 1 год за 1 кв. м умножаем на площадь . делим на 360 дней и умножаем на 40 дней ) .
Расходные материалы по эксплуатации жилого фонда
Они делятся на 2 группы :
· По которым существуют нормы
Ремонтный фонд устанавливается на 100 или 1000 квартир :
- по водозаборной аппаратуре , по какой - либо другой аппаратуре ;
- по ... хозяйству - запас оборудования ;
- ремонт кровли , имущества на технических этажах ( норма - на 1000 кв. м кровли ) : битум, краска и т.д.
· Никаких установленных норм не существует
Расчет производится упрощенным методом , исходя из фактических остатков расходуемых материалов в прошлом периоде и действительного фактического расхода за то же время .
Когда используется упрощенный метод вводятся поправочные коэффициенты для определения оптимальных размеров запаса ( недостаток , так как норму можем завысить ) .
Остатки на + Расходы в течение-Списание затрат на
начало годагода себестоимость
Финансовое планирование
Разрабатывается так называемый финансово-хозяйственный план. Основа всей деятельности - смета расходов по эксплуатации и по текущей деятельности .
План состоит из 2 разделов :
· поступление средств ;
· направление расходования средств .
Эти планы входят в состав балансов городов, регионов, бюджетов ( для того , чтобы за счет бюджетов покрывать разрыв между поступлениями и расходованием ) .
Тема : “ Финансы коммунального хозяйства “
1. Особенности организации финансов КХ .
2. Планирование эксплуатационных затрат и выручки от реализации.
3. Планирование и использование прибыли коммунальных предприятий.
4. Оборотные средства и основные фонды коммунальных предприятий .
5. Финансовое планирование в КХ.
6. Особенности организации финансов дорожного транспорта.
Вопрос № 1 .
КХ - это то , что потребляется в целом . К этой среде относятся :
1) предприятия коммунального обслуживания ( бани, прачечные, химчистки, парикмахерские, ремонт обуви . гостиничное хозяйство )
2) внутригородской электрический транспорт ( троллейбусы, трамваи, метро )
3) санитарно - технические предприятия ( саночистка, водоснабжение, канализация)
4) предприятия внешнегородского благоустройства ( озеленение , дорожно - мостовое хозяйство , городское освещение )
Своеобразие финансов диктуется особенностями деятельности . Можно выделить 2 группы предприятий КХ :
·Безотходные . К ним относятся :
- озеленение ;
- освещение ;
- внешнее благоустройство и др.
У них нет выручки от реализации , находятся на смете местного бюджета - затраты возмещаются за его счет .
· Обеспечивают получение дохода . Планируют выручку , прибыль. Для них особенностью организации финансов является то , что момент производства совпадает с моментом реализации . Отсутствуют такие позиции как :
- незавершенное производство ;
- готовая продукция ;
- требуется дополнительное время для осуществления расчетов;
- очень часто проявляется зависимость от сезонного характера , ритма городской жизни ( нагрузка на транспорт различная в течение 5 рабочих дней и 2 выходных ) ;
- значительная статья , требующая отвлечения оборотных средств КХ - “ дебиторы “ . Объясняется тем, что дебиторы ( абоненты ) по отношению к КХ возникают , так как мы получаем услуги сначала . а потом платим - предприятия коммун. энергетики : ЭС .
Вопрос 2. Планирование эксплуатационных затрат и выручки от реализации.
Не все организации коммунального хозяйства являются доходными предприятиями, часть находится на бюджете и финансируется по смете.
Предприятия коммунального хозяйства подразделяют свои затраты на прямые и накладные расходы. Структура затрат по видам деятельности коммунального хозяйства оказывается неодинаковой, так как предприятия решают очень разные задачи.
По предприятиям энерго- и водоснабжения 60% затрат составляют статьи:
·затраты на амортизацию;
·затраты на электроэнергию.
По предприятиям транспортного обслуживания 75% затрат составляют статьи:
·затраты на электроэнергию;
·затраты на подвижной состав.
Также большую долю имеет статья “заработная плата”.
Особенность - однородность характера продукции/услуг, предоставляемых предприятиями коммунального хозяйства.
Например: предприятия транспортного обслуживания движенческие услуги;
предприятия водоснабжения - подача потребителю воды.
И здесь проявляется особенность планирования затрат в коммунальном хозяйстве - эксплуатационные расходы планируются в расчете на объем или единицу предоставляемой услуги (тариф за 1м2 воды, 1кВт/час).
Увеличение объемов услуг - главная задача коммунального хозяйства (при этом сокращаются условно-постоянные затраты).
Проблема - техническое состояние сетей энергоснабжения, водоснабжения, канализации, телефонных сетей и т.д.
Потери в сетях катастрофические. Для их расчета и снижения необходимо:
·при расчете используется коэффициент полезного использования (в РФ он очень низкий);
·для снижения потерь необходимо рациональное использование топлива, других ресурсов;
·сокращение внеплановых простоев транспортных средств;
·повышение коэффициента технической готовности подвижного состава;
·совершенствование системы расчетов между производителями и потребителями.
Выручка от реализации присутствует только у доходных предприятий, так как бюджетные предприятия имеют смету.
Планирование выручки осуществляется исходя из действующих тарифов на соответствующие услуги.
Установление тарифов - прерогатива местных органов власти.
Цена услуги устанавливается в зависимости от категории потребителей, целевого назначения и иногда от качества услуги.
Все тарифы можно подразделить на 4 основные группы:
1). По городскому транспорту - тарифы устанавливаются едиными в пределах географической обозначенности города (административной границы);
2). Тарифы для сантехнических предприятий (канализационная сеть, стоки и т.д.) - дифференцированы по потребителям услуг.
3). Для предприятий, производящих электроэнергию - тарифы дифференцированы в зависимости от потребителей и целевого назначения использования электроэнергии.
4). Предприятия, обслуживающие население - тарифы устанавливаются в зависимости от качества предоставляемых услуг (бани, прачечные, парикмахерские).
Планирование выручки от реализации при действующих тарифах достаточно просто:
Объем услуг в натуре*тариф=Планируемая выручка
Вопрос 3. Планирование и использование прибыли предприятий коммунального хозяйства.
Прибыль предприятий коммунального хозяйства, осуществляющих свою деятельность и получающих доходы, складывается из:
·прибыли по основной деятельности;
·прибыли от реализации основных фондов;
·прибыли от внереализационных операций.
При расчете прибыли от внереализационных операций имеется специфика доходно- расходных статей.
По доходным статьям особой специфики нет.
Затраты:
·затраты по аннулированным заказам;
·затраты, связанные с содержанием законсервированных предприятий, мощностей коммунального хозяйства;
·судебные издержки и арбитражные расходы - тарифы на услуги не согласовываются между предприятием-потребителем и производителем, поэтому здесь возможны разногласия;
·убытки от списания дебиторской задолженности.
Что касается распределения и использования прибыли, то его порядок достаточно общий. Но есть две особенности:
1). Предприятия коммунального хозяйства освобождены от налога на имущество.
2). Предприятия городского транспорта (их услуги) не облагаются НДС (кроме такси).
Вопрос 4. Основные фонды и оборотные средства предприятий коммунального хозяйства.
Существует отличие в организации основных фондов предприятий коммунального хозяйства:
1). К основным фондам относятся средства внешнего благоустройства (набережные, мосты, тротуары).
2). Предприятия существенно отличаются друг от друга по структуре основных фондов.
Если речь идет о сетях, то передаточные устройства имеют подавляющую долю в ОсФ.
Коммунальный транспорт - подвижной состав составляет 80% от общей стоимости ОсФ.
Гостиничное хозяйство - 90% приходится на здания.
Техническое перевооружение и капитальный ремонт нужны для постоянного осуществления деятельности предприятия. Источники их финансирования:
·амортизация;
·отчисления из прибыли;
·долгосрочный банковский кредит;
·средства местных бюджетов.
Для предприятий, не являющихся доходными, источником финансирования капитальных вложений и ремонта являются средства местных бюджетов в общей смете затрат по содержанию этого предприятия коммунального хозяйства.
Организация оборотных средств.
Весьма существенные особенности:
1). Здесь в перечне статей оборотных средств отсутствуют такие статьи как:
·сырье и основные материалы;
·готовая продукция;
·незавершенное производство;
Это обусловлено тем, что предприятия коммунального хозяйства обеспечивают непрерывное предоставление услуг, т.е. нет незавершенного производства.
2). Однако существует необходимость выделения нормируемых и ненормируемых статей.
Нормируемые:
· вспомогательные материалы;
· топливо, ГСМ;
· тара;
· запчасти для ремонта;
· МБП;
· расходы будущих периодов;
· абоненты.
Ненормируемые:
· денежные средства в кассе;
· на расчетном счете и т.д.
Расчет норм и нормативов производится методом прямого счета или упрощенным методом исходя из средних остатков за период.
“Абоненты” - для каждого плательщика имеется льготный период для расчетов - отсрочка платежа за услуги. Поэтому в обороте предприятия должны быть дополнительные средства. Рассчитывается норматив:
Плановая себестоимость однодневной реализации*длительность льготного срока по платежу
По источникам формирования оборотных средств особых отличий от промышленности нет. Но, если предприятие коммунального хозяйства, находясь в ведении органа власти, не имеет собственных средств на восполнение недостатка оборотных средств, могут быть использованы средства бюджета.
Существует специфический устойчивый пассив у предприятия городского транспорта - оплата авансом проездных билетов, что позволяет использовать эти средства предприятия для финансирования потребности в оборотных средствах.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17