К31 = (стр. 210 ф.1 – стр. 217 ф.1 + стр. 230 ф.1 + стр. 240 ф.1 + стр. 260 ф.1) / (стр. 690 ф.1 – стр. 650 ф.1) = (запасы и затраты – расходы будущих периодов + дебиторская задолженность + денежные средства) / краткосрочные обязательства
К31 = (453 – 4 + 78 + 15) / 1467 = 0,24 (2004 год)
К31 = (3432 + 345 + 9) / 2330 = 1,63 (2005 год)
· Доля собственных оборотных средств в товарно-материальных запасах – К32:
К32 = запасы и затраты / собственные оборотные средства =
стр. 210 ф.1 / (стр. 290 ф.1 – (стр. 690 ф.1 – стр. 650 ф.1))
К32нг = 535 / (943 – 1336) = -137% (2004 год)
К32нг = -60% (2005 год)
К32кг = 453 / (711 – 1467) = -60% (2004 год)
К32кг = 3432 / (3786 – 2330) = 235% (2005 год)
Допустимые значения коэффициента от 80% до 120%.
· Коэффициент краткосрочных обязательств к собственным оборотным средствам – К33:
К33 = текущие обязательства / собственный оборотный капитал =
(стр. 690 ф.1 – стр. 650 ф.1) / (стр. 290 ф.1 – (стр. 690 ф.1 – стр. 650 ф.1))
К33нг = 1336 / -393 = -340% (2004 год)
К33нг = -194% (2005 год)
К33кг = 1467 / -756 = -194% (2004 год)
К33кг = 2330 / 1456 = 160% (2005 год)
Оптимальное значение этого коэффициента ниже 50%.
· Коэффициент общей рентабельности предприятия – К34:
К34 = прибыль до уплаты налогов / сумма капитала = стр. 140 ф.2 / стр. 700 ф.1
К34 = 7 / 1360 = 1% (2004 год)
К34 = 60 / 4318 = 2% (2005 год)
Рентабельность до налогообложения.
· Коэффициент чистой рентабельности – К35:
К35 = балансовая прибыль / величина собственного капитала = стр. 170 ф.2 / стр. 490 ф.1
К35 = (7 – 144 – (-137)) / -107 = 0 (2004 год)
К35 = (60 – 60) / 90 = 0 (2005 год)
· Коэффициент рентабельности капитала, вложенного в деятельность предприятия на длительный срок – К36:
К36 = прибыль до налогообложения / ср. сумма капитала, влож. в предпр. на длит. срок =
стр. 140 ф.2 / (стр. 490 ф.1 + стр. 590 ф.1)
К36 = 7 / -196,5 = - 4% (2004 год)
К36 = 60 / 994 = 6% (2005 год)
· Коэффициент рентабельности собственного оборотного капитала – К37:
К37 = прибыль до налогообложения / собственные оборотные ресурсы =
стр. 140 ф.2 / (стр. 290 ф.1 – стр. 690 ф.1)
К37 = 7 / (711 - 1467) =-0,01 (2004 год) -1%
К37 = 60 / (3786 – 2330) = 0,04 (2005 год) 4%
· Рентабельность источников дохода от реализации К38:
К38 = валовый доход / активы предприятия = (стр. 010 ф.2 – стр. 020 ф.2) / стр. 300 ф.1
К38 = (7474 – 4793) / 1360 = 2 (2004 год)
К38 = (6862 – 4433) / 4318 = 0,6 (2005 год)
· Прибыльность продаж (чистая) – К39:
К39 = чистая прибыль / объем продаж = стр. 170 ф.2 / стр. 010 ф.2
К39 = 0 / 7474 = 0 (2004 год)
К39 = 0 / 6862 = 0 (2005 год)
· Уровень торговых наложений (валового дохода) – К40:
К40 = валовый доход / объем реализации = (стр. 010 ф.2 – стр. 020 ф.2) / стр. 010 ф.2
К40 = (7474 - 4793) / 7474 = 36% (2004 год)
К40 = (6862 – 4433) / 6862 = 35% (2005 год)
2.4. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ И ПЛАНИРОВАНИЕ
Финансовый анализ и планирование финансовых операций занимают важное место в разработке общей стратегии бизнеса, ибо с их помощью вырабатывается долгосрочный курс поведения компании.
Финансовый анализ начинается со всестороннего изучения намерений собственника или руководства фирмы, способных повлиять на движение наличности. В качестве таковых можно рассматривать планы расширения производства, перемещения оборудования, изменения организационно-правового статуса фирмы или ее структуры.
Финансовый менеджер должен определить масштабы, качественный состав и сроки движения финансовых ресурсов от поставщиков к получателям через финансовые рынки и финансовые институты. При этом каждое движение финансовых ресурсов обязательно сопровождается гарантией в обратном направлении. Гарантиями выступают коммерческие бумаги, сертификаты и депозиты, выпущенные правительством, финансовым институтом или отдельной корпорацией.
Кроме того, финансовый анализ включает в себя следующие задачи:
· оценку потребности в финансах для достижения стратегических целей фирмы;
· распределение потоков наличности в зависимости от планов производства;
· определение объема привлекаемых финансовых ресурсов и каналов их получения (банковский кредит, эмиссия облигаций или акций и т.д.);
· перевод данных бухгалтерского учета и отчетности в форму, которая наглядно отражает финансовые возможности предприятия и гарантирует сопоставимость фактических и плановых показателей.
Повседневная практика финансового менеджмента постоянно выдвигает задачу, сама постановка которой таит в себе противоречие: поддержание ликвидности при получении прибыли. С одной стороны, заботясь о благополучии держателей акций, финансовый менеджер должен постоянно располагать наличными деньгами или иной ликвидностью, путем реализации которой он может удовлетворить интересы пайщиков. С другой стороны, для получения прибыли, из которой будут выплачены дивиденды, необходимо пускать в оборот ту же самую ликвидность, ибо деньги, мертвым грузом лежащие в кассе, не могут принести прибыль. Поэтому нередко стратегическая цель — максимизация прибыли в целях соблюдения интересов держателей акций — приходит в противоречие с тактической задачей — выплатой дивидендов по акциям. Именно в разрешении этого постоянно возникающего противоречия и состоит долг финансового менеджера и назначение финансового анализа.
Помимо метода финансового анализа и планирования существует также ряд других, с помощью которых финансовый менеджер добивается максимизации прибыли при одновременном сохранении ликвидности. Часть этих методов сопряжена с потребностями краткосрочного финансирования, другая — с нуждами долгосрочного. К первой группе относятся определение оптимальной величины функционирующего капитала (с финансовой стороны), управление наличным оборотом и рыночными ценными бумагами, определение размеров и источников краткосрочных кредитов, факторинг. Вторую группу составляют бюджетирование капитала, определение дивидендной политики, выбор темпов роста и диверсификации, выбор источников долгосрочного финансирования (долгосрочный кредит, лизинг, опционы и варранты).
ГЛАВА 3 УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
3.1. ДИВИДЕНДНАЯ ПОЛИТИКА
Структура функционирующего капитала определяется соотношением долгосрочного кредита и объема эмиссии обыкновенных акций. Долг и капитал, полученный за счет выпуска собственных акций, различаются по нескольким признакам:
· способу управления ими;
· требованиям к доходности и структуре активов;
· порядку осуществления налогообложения.
При традиционном подходе к формированию структуры капитала в том случае, если действенность финансовых рычагов усиливается, стоимость долга обычно остается постоянной, а затем начинает расти (за счет процента), тогда как стоимость акции всегда растет. Оптимальной структурой капитала следует считать ту, при которой средняя стоимость капитала стремится к минимуму, а, следовательно, максимизируется стоимость акций.
Остаточная теория распределения дивиденда предлагает выплачивать его исходя из суммы, оставшейся после осуществления всех возможных производительных вложений. Эта теория утверждает, что дивидендная политика не воздействует на стоимость капитала предприятия и поэтому неэффективна. Однако некоторые представители данного направления, более широко понимающие остаточную теорию, утверждают, что дивидендная политика весьма эффективна, так как выплата дивидендов акционерам позволяет им учитывать свои прибыли по меньшему дисконтному проценту и тем самым повышает курс акций.
3.2. УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ И ПАССИВАМИ ФИРМЫ
Управление активами фирмы заключается в том, что финансовый менеджер определяет соотношение (состав) и тип активов, числящихся на балансе, устанавливает и поддерживает оптимальную пропорцию между текущими и фиксированными активами.
Текущие активы — это наличность, ценные бумаги, которые могут быть, безусловно, т.е. по первому требованию, реализованы на рынке, а также инвентарь.
Фиксированными активами считают землю и сооружения, машины и станки, оборудование и арматуру, транспортные средства, а также имущество, полученное по договорам лизинга (долгосрочной аренды с элементами кредитования. Существуют и иные критерии классификации активов. Срок возврата текущих активов на счета фирмы не превышает года, а срок возврата фиксированных больше года.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8