Рефераты. Финансовый менеджмент в малом бизнесе

Экономический анализ состоит в первоначальном изучении, исследовании экономических процессов, условий их прохождения в ретроспективе, в прошлом периоде, в установлении устойчивых тенденций, выявлении проблем. Экономический анализ обычно предшествует выработке управляющих решений и воздей­ствий, служит их отправной точкой и обоснованием.

Прогнозирование — это научное предвидение хода, развития событий, пост­роение гипотез, сценариев, моделей экономических процессов, которые могут иметь место в будущем. Прогнозирование как элемент управления применяется обычно на одной из начальных стадий процесса управления для того, чтобы оце­нить, к чему могут привести управляющие воздействия, каковы их ожидаемые благоприятные и неблагоприятные последствия, результаты. Прогнозы обычно строятся в нескольких вариантах, что позволяет изучить разнообразные альтернативные способы дальнейших действий и избрать лучшие из них.

Прогноз помогает заранее выяснить и оценить потребные для производства ресурсы, выбрать предпочтительное управленческое решение. Управленцы, ме­неджеры используют прогнозы для того, чтобы действовать затем лучше, уверен­нее, надежнее.

Выделим далее функции, составные части собственно процесса управления: планирование, организацию (включая регулирование и стимулирование), конт­роль и учет.

Планирование — это одна из важнейших функций и составных частей управ­ления производством, предприятием. Планирование представляет собой процесс разработки, построения плана, способа будущих действий, определения траектории развития объекта хозяйствования. В ходе составления плана отрабатывается содержание и последовательность шагов, ведущих к намеченной цели, устанавли­ваются намечаемые конечные результаты. План отличается от прогноза тем, что он не гипотеза, не предположение, а четкая схема, задание, образ поведения. Хозяйственные планы обычно содержат набор показателей, которые должны быть достигнуты в результате их осуществления, выполнения.

В рыночной экономике не используют государственные директивные планы, формируемые и доводимые предприятиям сверху центральными органами влас­ти, ведомствами. Каждый хозяйствующий объект сам вырабатывает свой план действий, то есть имеет место самопланирование. Самым тщательным образом плани­руют свою деятельность компании, фирмы. Очень часто они разрабатывают, при­нимают, выполняют не только краткосрочные, текущие, но и долгосрочные пла­ны на пять, десять, пятнадцать лет. Хозяйственное, экономическое программирова­ние состоит в разработке и принятии экономических и социальных программ, которые иногда называют целевыми, комплексными. Программа такого рода близ­ка по назначению к плану. Но только это план, ориентированный на решение одной конкретной проблемы, на достижение только одной цели. Программа раз­рабатывается более детально, чем план. В ней подробно формулируются цели, задачи, предусматриваются все основные мероприятия, действия, ведущие к на­меченной цели, определяются сроки выполнения и исполнители, устанавливают­ся необходимые ресурсы и источники их получения. Комплексные экономические программы чаще всего используются для ускоренного решения важнейших, нео­тложных социально-экономических проблем, стоящих перед предприятием. Они особенно характерны для отраслей, сфер так называемых высоких технологий, а также для санации, возрождения угасающих, испытывающих трудности отрас­лей, предприятий.

Организация — это широко распространенная функция управления, ее иногда упрощенно отождествляют с управлением в целом. В действительности сущность организации состоит лишь в упорядочении, согласовании, регламентировании действий исполнителей, участвующих в общем деле, в частности в процессе производства продукции. Поэтому организацию иногда называют координацией. Орга­низация составляет основу повседневной управленческой деятельности, без нее обычно не работают ни планы, ни программы.

Составной частью работ в фазе организации является формирование организационных структур управления, так называемых организационно-правовых форм хозяйственной деятельности. Организационные структуры характеризуют постро­ение системы управления, выделение уровней управления и структурных подраз­делений, характер подчинения, функции отдельных звеньев управленческих струк­тур. Организация управления включает оперативное регулирование, под которым подразумевают текущие управленческие решения, инструкции, приказы, распо­ряжения, указания, вырабатываемые и принимаемые субъектами управления в соответствии с конкретно складывающейся обстановкой, по ходу дела. Оператив­ное регулирование дополняет планы и программы, в которых, конечно, нельзя предусмотреть заранее, что преподнесет нам каждодневная жизненная ситуация.

Поэтому регулирование — не что иное, как реагирование системы управления на ход событий, его изменения.

Стимулирование представляет собой функцию управления, сопутствующую оперативному регулированию и организации, заключающуюся в поощрении работников и коллективов с целью повышения результативности их деятельности.

Учет как функция управления представляет собой документальную фиксацию состояния объекта управления, располагаемых, наличных ресурсов всех видов: материальных ценностей, денежных средств. Для управления предприятием необходимо учитывать и фиксировать в документах установленной формы факторы производства, источники развития и совершенствования, которыми располагает предприятие. Благодаря учету обеспечивается сохранность ценностей, и вместе с тем субъект управления имеет возможность получать информацию об имеющихся ресурсах. Именно учет создает возможность реального контроля за ходом произ­водства, за его результатами на предприятии.

В управлении предприятием, предпринимательством определяющую роль иг­рает бухгалтерский учет, осуществляемый по определенным правилам и в строгом соответствии с установленными формами документов. Бухгалтер, что в переводе с немецкого дословно означает держатель книг, обязан фиксировать состояние и движение материальных и денежных средств, доходы и расходы, заносить характеризующие их показатели на определенные счета в бухгалтерских книгах.

В России существует и общая для страны система учета в виде государственной статистики, в задачу которой входит фиксация всех составляющих национального богатства страны, включая народонаселение, природные ресурсы, материальные ценности, научный потенциал, финансовые активы, а также показатели, характеризующие их изменение и использование. Исходные статистические данные та­кого учета формируются на предприятиях. Управление экономикой страны в це­лом и предприятиями в частности в значительной степени опирается на инфор­мацию, которую содержит статистический учет, основанный на первичной ин­формации предприятий, объектов предпринимательства.

Замыкающим элементом в цепочке функций управления является контроль. Под контролем подразумевается активное слежение за исполнением управленчес­ких воздействий, проверка соблюдения законов, правил, постановлений, других нормативных актов, то есть документов, регулирующих, регламентирующих экономическую, хозяйственную деятельность предприятия. Контроль отражает, реа­лизует обратную связь в контуре, в элементе управления. Вместе с учетом он информирует субъект управления, управляющего, предпринимателя о поведении, объекта управления и служит средством дисциплинирующего, корректирующего воздействия со стороны органов управления на тех, кому надлежит исполнять управляющие решения и воздействия. Контроль важен всегда, а особенно необходим в тех случаях, когда организация управления не обеспечивает исполнения управляющих решений из-за недостаточной исполнительской дисциплины.

В совокупности то, о чем было уже сказано ранее в этой главе, а именно объединенные в единое целое формы управления, в которых функции управле­ния реализуются с применением методов принуждения, побуждения, убежде­ния, называют хозяйственным механизмом. Слово «механизм» по отношению к совокупности форм, методов, функций управления звучит на первый взгляд не совсем привычно, так как с механизмом в техническом смысле этого слова, то есть с машиной, оборудованием, у хозяйственного механизма нет ничего обще­го. Однако многим отечественным экономистам полюбился такой термин, он прижился в отечественной литературе, хотя в зарубежной практике использует­ся редко.

Гораздо удачнее, на наш взгляд, термин «система управления». Но под систе­мой управления в отличие от так называемого механизма управления понимают не только методы, виды, формы и функции управления, но и аппарат управле­ния, то есть сюда включены люди и организации, службы, выполняющие функ­ции управления: управленцы, администраторы, менеджеры, а также, например, отделы, службы управления предприятием, компанией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. МЕНЕДЖМЕНТ

Предприятие, компания — первичное, основное звено экономики. Если эко­номику страны представить в виде здания, сложенного из отдельных блоков, кир­пичей, то такими блоками являются предприятия в широком смысле этого слова.

Конечно, формы и методы управления, структура органов управления конк­ретным предприятием существенно зависят от его масштаба и профиля. Но есть и общие черты в управлении любым предприятием.

Каждое предприятие производит продукцию, товары, услуги, осуществляет определенную основную деятельность. В этом его главная цель и задача, смысл существования. Отсюда следует, что в основу управления предприятием ставится управление производственным процессом вне зависимости от того, производятся в компании товары или услуги, знания или информация.

Для того чтобы производить любой экономический, продукт, нужно, как было отмечено ранее, использовать факторы производства, экономические ресурсы: рабочую силу, оборудование, сырье, материалы, информацию, денежные сред­ства. Следовательно, управление предприятием включает управление работника­ми, средствами производства, производственными ресурсами, финансами, технологиями.

Для функционирования производства необходимо получать исходные матери­алы и реализовывать выпущенную продукцию. Отсюда вытекает необходимость управлять снабжением и сбытом, иметь на предприятии соответствующие служ­бы, по-современному называемые службами логистики.

Предприятие обязано выпускать продукцию определенного качества, соответствующую стандартам, принятым нормам, техническим условиям. Значит, уп­равление предприятиями включает управление качеством выпускаемого продук­та, что в свою очередь требует управления технологическими процессами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.