В экономике в качестве субъектов управления чаще всего выступают хозяйственные руководители, многочисленные органы управления. Объекты управления — это предприятия, трудовые коллективы, работники, факторы производства в виде орудий и предметов труда, природные ресурсы, научно-технический и информационный потенциал. Управляющие воздействия представлены законами, указами, планами, программами, постановлениями, нормативами, рекомендациями, инструкциями, материальными и финансовыми стимулами и рычагами, моральным воздействием. Обратные связи — это результаты непосредственных наблюдений и контроля со стороны субъекта управления, статистическая и текущая отчетность, бухгалтерская документация.
Характерная особенность управления экономическими объектами состоит в том, что система управления носит иерархический характер, так что субъект управления в экономике является одновременно объектом управления со стороны субъектов более высокого уровня.
Кто является субъектами и объектами управления в экономике, на предприятии, каковы управляющие воздействия и обратные связи, в существенной степени зависит от рассматриваемого уровня хозяйственной системы. Как уже было разъяснено в предыдущих разделах данной книги, принято выделять три основных уровня экономической системы:
1) экономика личности и семьи,
2) экономика предприятия и предпринимательской деятельности,
3) экономика государства, страны.
Соответственно, удобно различать и три уровня управления экономикой: управление на уровне личности и семьи, на уровне предприятия и государственное управление. В этой главе главное внимание уделено именно управлению предприятием.
1.2. МЕТОДЫ И ТИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ
В науке управления принято различать три способа, метода управления работниками, производственными коллективами. Существенные различия методов состоят в разных приемах формирования и в различном содержании управляющего воздействия. Рассмотрим их подробнее.
Организационно-распорядительное управление основано на принуждении. Управляющее воздействие имеет вид директив, приказов, команд. Поэтому такой вид управления часто называют директивным, командным или командно-административным. По замыслу такие команды, распоряжения подлежат неукоснительному и своевременному исполнению теми, кому они адресованы. Логика этого вида управления обычно выражена фразой «приказ начальника — закон для подчиненного».
Такое распорядительное управление наиболее характерно для экономики централизованного нерыночного типа, в которой управляющее воздействие направляется сверху вниз в виде предписывающих законов, правил, директивных планов, постановлений, инструкций, распоряжений, приказов. Обратные связи, идущие снизу вверх, содержат в основном информацию об исполнении команд. Директивное управление является неизбежным при выполнении приказов в действиях армии, милиции, в службах безопасности, в пожарных службах. Это жесткое управление, которому не свойственны либерализм и демократизм.
Наиболее ярким выражением этого метода в централизованной советской экономике принято считать государственное директивное планирование, в условиях которого предприятиям централизованно распределялись ресурсы и устанавливались плановые задания со стороны государственных плановых органов, министерств, ведомств. Однако справедливости ради отметим, что картина была не совсем удручающей. Доводимые сверху планы производства и распределения продукции, а особенно контроль за их исполнением не были предельно жесткими, встречное планирование снизу, корректировка планов. В большинстве случаев планы, существенные директивы сверху в полном объеме не выполнялись.
Экономический метод, экономическое побуждение выступает как метод управления, прямо опирающийся на интересы людей, возбуждающий экономическую заинтересованность объекта управления в выполнении управляющих воздействий, исходящих от субъекта управления. В этом случае влияние со стороны органов управления на управляемый объект проявляется в форме таких стимулов-побудителей, как заработная плата, премирование, разные формы вознаграждения, предоставление льгот, смягчение ограничений, снабжение дефицитными ресурсами, экономической свободы, передача в собственность имущественных ценностей. Отметим, что экономическое побуждение опирается не только на положительные стимулы, но и на систему налогов, платежей, отчислений, то есть рациональных ограничителей и даже штрафных санкций.
В условиях действия экономических методов побуждения, управления ослабляется централизованное воздействие по вертикали «сверху вниз». Нижестоящие звенья экономики получают гораздо больше прав и возможностей вырабатывать управленческие решения самостоятельно. Осуществляется переход к самоуправлению предприятий, хозяйств. Законы, регулирующие экономические отношения, в большей степени приобретают характер не строгих, жестких директив, а прав, разрешений, хотя ограничения, обязанности в них тоже содержатся наряду со штрафами, санкциями за нарушение установленных правил и норм.
Важный фактор изменения экономических методов управления заключается в переходе от управления «по вертикали» к управлению «по горизонтали»1. Это означает, что управляющее воздействие на объект управления оказывается не и не столько со стороны вышестоящего органа управления, сколько со смежников, потребителей, словом, всех, с кем взаимодействует производитель. Такие управляющие воздействия фиксируются в соглашениях, контрактах, договорах в виде взаимных обязательств, условий, требований, выполняющих важнейшую роль в управлении с применением экономических методов.
Экономические методы наиболее перспективны в управлении предприятием, действующим в условиях рынка.
Третью группу методов управления образуют социально-психологические методы. По своей сути это методы убеждения, морального и нравственного воздействия на психологию людей.
В каждом человеке воспитана и непрерывно формируется определенная система взглядов на труд, собственность, деньги, богатство, на экономические отношения и правила экономического поведения. У каждого имеются определенные предпочтения, приоритеты, установки. В целом данный набор методов — это свод принципов и правил, которые можно называть экономической психологией, являющейся в свою очередь частью более общего внутреннего морального кодекса, присущего каждому человеку.
Любой человек от мала до велика, ведет себя, совершает поступки не только в соответствии с действующими в стране юридическими законами и получаемыми им управляющими воздействиями со стороны разных субъектов управления, но и, ориентируясь на личные представления, на свой собственный, внутренний кодекс чести и морали. Это проявляется как в экономическом, так и в обычном бытовом человеческом поведении.
Социально-психологические методы управления направлены на то, чтобы воздействовать на психологию, мораль, совесть людей и тем самым убедить их действовать в соответствии с целями, желанием, просьбой субъекта управления. При таком подходе управляющая установка субъекта управления, попадая на благодатную моральную почву, становится как бы самоустановкой исполнителя. Людей не надо принуждать делать что-либо, если их убедить в необходимости, полезности, этого действия, если им подскажет это «внутренний голос».
Эффективность и действенность социально-психологических методов управления существенно зависят от воспитания, от заложенной в человеке, передаваемой из поколения в поколение моральной программы. В этом отношении отличается Япония, в которой любовь и уважение к труду, преданность своему делу, своей фирме воспитываются с пеленок, впитаны буквально «с молоком матери». Рабочий-японец может добровольно отказаться от отпуска, если дела на фирме идут плохо. В Японии практически не нужны производственные контролеры: японец не унизится до того, чтобы «проталкивать» допущенный им в работе брак.
Колоссальную роль в психологическом управлении и грает религия. Утверждая высокие нравственные нормы поведения, религиозная мораль в той степени, в которой она не искажена националистическими наслоениями, чисто культовыми, ритуальными проявлениями, способствует добросовестному исполнению гражданских, трудовых обязанностей, честности, обязательности, уважительному отношению к общему добру, к материальным и духовным ценностям. Пренебрежение религиозной моралью в советской экономической системе было одной из причин разрушения нормальных моральных качеств человека, процветания бездуховности, безответственности, печальные следы которых наблюдаются в сегодняшней экономике.
Таким образом, можно утверждать, что моральное воздействие на основе воспитания и убеждения служит неотъемлемой частью управления экономикой.
Рассматривая различные типы методов управления, следует иметь в виду, что их не следует считать взаимоисключающими. В реальности при управлении экономикой всегда используются одновременно, параллельно все три рассмотренных метода, но в существенно разных пропорциях. Поэтому правильнее говорить не о единственном, а о превалирующем, преобладающем методе управления и об определенном сочетании принуждения, побуждения и убеждения.
1. Финансы №4 Московская правда, 2003 год.
1.3. ВИДЫ И ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
Рассмотренные в предыдущем параграфе методы управления характеризуют способы, приемы, посредством которых субъект управления оказывает воздействие на объект управления. Кроме того, управление делится на ряд видов определяющих, в какой форме доводятся управляющие воздействия до объекта управления. Виды управления можно характеризовать как отдельные технологические операции управления, его компоненты, составляющие в своем единстве и сочетании, в совокупности процесс управления. Отметим, что, как всякий творческий процесс, управление не поддается строгому регламентированию. Каждый субъект управления применяет, как правило, собственную технологию управления, избирая и комбинируя виды управления, используя их в определенной последовательности и сочетаниях. Но в то же время существуют определенные виды, формы и функции управления, широко применяемые, присутствующие в управлении любым хозяйственным объектом. Рассмотрим их в следующей логической последовательности: экономический анализ — прогнозирование — планирование и программирование (как форма планирования) — организация — регулирование — стимулирование — учет — контроль. Именно по такой схеме реализуются процессы управления предприятием. При этом отдельные этапы, функции иногда пропускаются, отсутствуют либо объединяются.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8