4. Осуществляется начисление дивидендов.
5. Образуются резервные фонды.
6. Финансируются другие потребности предприятия, затраты по которым в соответствии с законом не включаются в состав производственных затрат.
В условиях рыночных отношений, когда каждое предприятие обязательно выходит на рынок капитала, важное значение имеет:
- конкурентноспособность предприятия;
- конкурентноспособность продукции предприятия, как основы и базы, формирующие конкурентноспособность предприятия.
Инвесторы, приобретающие акции предприятия могут быть либо портфельные, либо стратегические.
Портфельные, прежде всего, интересуются финансовой устойчивостью и ликвидностью предприятия, и сроком окупаемости акций.
Для стратегических инвесторов эти факторы мало значительны, т.к. он хочет получит весь пакет акций.
Конкурентноспособность продукции определяется, прежде всего, ее полезными свойствами и характеристиками, степенью соответствия современным требованиям на уровне мировых достижений и ценой.
Среди факторов определяющих конкурентноспособность продукции можно выделить такие группы:
- технико-технологические и конструкционные;
- экономические или финансово-экономические связанные с уровнем затрат на единицу изделия и в конечном счете с уровнем возможной цены;
- рыночные и (или) маркетинговые связанные с ситуацией складывающейся в данном секторе рынка.
Кроме отмеченных факторов на конкурентноспособность могут влиять и другие факторы, связанные с информацией о продукции, влияющей на поведение покупателей. Механизмы формирующие конкурентноспособность продукции и определяющие возможное поведение покупателя на соответствующем рынке товаров могут быть разные, и определяются спецификой функционирования самого рынка.
Среди показателей влияющих на оценку конкурентноспособности предприятия играют значение такие показатели как:
- рентабельность производства;
- рентабельность продукции.
Рентабельность производства принято определять, как отношение балансной прибыли к среднегодичной стоимости ОФ и нормированных основных средств:
=
Рентабельность продукции определяется, как отношение балансовой прибыли и производственной себестоимости:
Тема: Цены и ценообразование.
План
1. Цена как экономическая категория. Функции цен. Основные элементы цен.
2. Виды цен.
3. Методы ценообразования.
4. Стратегия и пути совершенствования ценообразования.
Цена представляет собой денежное выражение стоимости товаров, продукции или услуг. Эта цена всегда колеблется вокруг цены производства товаров.
В рыночной экономике регулятором цен выступают цены производства товара, как приращенная форма.
Цена производства товара отражает общественный уровень затрат выраженный в себестоимости, плюс общественно необходимый уровень заложенный в цене производства товара. Следует различать цену производства товара и цену его реализации:
В условиях рыночной экономики цена определяется, как сумма цен производства испроса и предложения.
Рыночная экономика отличается от экономики методом товарообразования.
Цены выполняют следующие функции:
1. Учетно-измерительная функция, как способ учета и измерения затрат общественного труда на производство товаров и услуг.
2. Распределительная. Когда с помощью цен осуществляется перераспределение части доходов первичных субъектов хозяйствования и населения.
3. Стимулирующая. Осуществляется повышение мотивации в достижении высоких результатов деятельности.
Цена формируется из определенных составных элементов, которые в своей совокупности образуют ее структуру.
1 2 3 4 5 6
Цена производственная = 1+2
Оптовая цена реализации = 1+2+3+4+5
Розничная цена = 1+2+3+4+5+6
Различают следующие виды цен:
1. Цены централизовано фиксированные (фиксация цены производится государством, как верхнего уровня цены путем установления предельного уровня рентабельности).
2. Договорная цена.
3. Цены свободные. Когда цена товара устанавливается продавцом товара самостоятельно.
4. Тарифы. На грузо-пассажирские услуги.
5. Закупочные. Как правило, это цены по закупке сельскохозяйственного сырья.
6. Мировые.
7. Цена ФОБ и СИБ. Используется для международных перевозок. Цена ФОБ – включает все виды затрат по перевозке груза к пункту назначения. Цена СИБ – контрольная цена, которая включает в себя цену ФОБ, плюс затраты по фрахту, страховке, доставке в порт назначения и разгрузке там.
Методов ценообразования в рыночных условиях существует много, но на практике выбирают несколько методов ценообразования и окончательно устанавливают цену исходя из принятой на предприятии стратегии ценообразования.
Основными методами ценообразования являются:
1. Метод установления цены на товары на основе издержек производства.
2. Расчет цены на основе анализа безубыточности деятельности и обеспечения целевой прибыли.
3. Метод определения цен с ориентацией на спрос.
4. Установление цены на основе уровня текущей цены.
5. На основе закрытых торгов.
6. Метод установления окончательных цен.
Основными факторами, влияющими на ценообразование являются:
1. Гибкость спроса. Когда рост цен вызывает снижение спроса и наоборот.
2. Высокие технические параметры (высокие потребительские свойства товаров) и низкая стоимость эксплуатации.
3. Ориентация на получение прибыли и оценка потенциальных покупок с учетом их эффективности.
4. Возможность придания изделию большей привлекательности для покупателя.
5. Специфические факторы, определяющие назначение сырья, материалов и т.д.
Тема: Результаты и экономическая эффективность производственной деятельности.
1. Понятия о результатах деятельности. Интенсивный и экстенсивный путь развития предприятия.
2. Характеристика продукции и классификация ее измерителей.
3. Экономическая эффективность работы предприятия.
4. Система показателей эффективности.
5. Факторы, влияющие на экономическую эффективность работы предприятия.
6. Диагностика работы предприятия.
7. Основные направления повышения экономической эффективности работы предприятия.
Любое предприятие создается и функционирует в хозяйственной системе для достижения определенных целей. Главным условием достижения цели является, как правило, выпуск продукции предназначенной для потребления за пределами данного предприятия. Именно эта продукция является натурально-вещественной формой реализации цели производственной деятельности, т.к. продукция является носителем определенных свойств (технико-технологических, экономических, финансовых). Она является базой и основой для формирования системы показателей, которые бы в своей совокупности характеризовали степень реализации целей производственной деятельности. Следовательно, деятельности предприятия является система результатов, элементы которой с разных сторон характеризуют достигнутый результат.
По характеру достижения результатов принято различать интенсивный и экстенсивный пути развития предприятия.
Интенсивный – достижения полезных результатов за счет более полного и рационального использования ресурсов.
Экстенсивный – дополнительное вовлечение ресурсов.
По функциональному назначению продукция производимая предприятием может характеризоваться как:
- продукция предприятия конечного потребления;
- промежуточного потребления.
Указанная характеристика имеет значение для оценки результатов деятельности на макро уровне, на уровне народного хозяйства. Но для любого предприятия продукция предназначенная для потребления за его пределами, является для этого предприятия конечной продукцией.
Измерители продукции классифицируются системой показателей, к числу основных показателей характеризующих производственную продукцию относят:
- валовая продукция – общий объем произведенной продукции на предприятии;
- товарная продукция – предназначенная для реализации за пределами предприятия;
- чистая (основными элементами которой являются прибыль или заработная плата);
- реализованная.
Экономическая эффективность работы предприятия всегда связана с оценкой соотношений результатов и затрат. В зависимости от того, каким образом измеряются результаты производства и затрат, можно получить соответственное количество показателей характеризующих экономическую эффективность. Поэтому система показателей, характеризующая экономическую эффективность в наиболее общем виде, представлена системой обобщающих показателей и системой частных показателей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9