Рефераты. Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства

Единый социальный налог зачисляется в Пен­сионный фонд РФ, Фонд социального страхова­ния РФ и фонды обязательного медицинского стра­хования РФ.

В связи с этим предусмотрено четыре шкалы регрессивного налогообложения[10]:

·         для всех налогоплательщиков — 35,6%, в том числе:

Пенсионный фонд — 28%, Фонд социального страхования — 4%, фонды обязательного медицинского страхова­ния — 3,6%;

·         для сельхозтоваропроизводителей — 26,1%, в том числе:

Пенсионный фонд — 20,6%, Фонд социального страхования — 2,9%, фонды обязательного медицинского страхова­ния — 2,6%;

·         для индивидуальных предпринимателей — 22,8%, в том числе:

Пенсионный фонд — 19,2%, фонды обязательного медицинского страхования — 3,6%;

·         для адвокатов — 17,6%, в том числе:

Пенсионный фонд - 14%, фонды обязательного медицинского страхова­ния — 3,6%.

Кроме этого в НК закреплены следующие ставки единого социального налога для всех налогоплательщиков:

Если средняя заработная плата работника на предприятии больше 50000 рублей в год, без 10% самых высокооплачиваемых, то:[11]

-        если з/п работника больше 100000 рублей в год, налог составит 35,6%

-        если з/п работника больше 300000 рублей в год, то налог составит 10%

-        если з/п работника больше 600000 рублей в год, то налог составит 5%, а через два года 2%.

Существуют и льготы по данному налогу для от­дельных организаций. Так, освобождаются от упла­ты налога организации любых организационно-пра­вовых форм с сумм доходов, не превышающих 100000 руб. в течение года, начисленных работникам, являю­щимся инвалидами I, II и III групп.

Ожидается, что введение единого социального налога станет существенным стимулом для легализации реальных расходов организаций на оплату труда работников.

Также предусматривается ввести с 01.01.01 на­лог на доходы физических лиц с единой ставкой в размере 13% (гл. 23 НК РФ).

Для доходов, которые имеют "нетрудовое" про­исхождение (выигрыши в лотерею, страховые вы­платы по договорам добровольного страхования и т.д.), установлена повышенная налоговая ставка в размере 35%.

Ставка налога в размере 30% предусмотрена для доходов, получаемых физическими лицами, проживающими за пределами РФ, от дивидендов и доходов.

Определена система четких и носящих всеобщий характер, социальных, имущест­венных и профессиональных налоговых вычетов. Стандартные вычеты различны в за­висимости от категории налогоплательщиков и по­лучаемых ими доходов. Указанные вычеты преду­сматриваются для чернобыльцев, инвалидов Вели­кой Отечественной войны, блокадников, одиноких родителей, опекунов и других мало защищенных ка­тегорий граждан.

В рамках социальных вычетов предлагается уме­ньшение облагаемого дохода на такие социальные расходы, как оплата лечения, медицинского обслуживания и стоимости лекарств, а также оплата обучения в средних и высших учебных заведениях, как самого налогоплательщика, так и его детей.

Имущественные налоговые вычеты имеют огра­ничения. Налогоплательщик имеет право на имуще­ственные налоговые вычеты в сумме, израсходован­ной им на новое строительство либо приобретение на территории России жилого дома или квартиры, в размере произведен­ных расходов, но этот вычет не может превы­шать 600000 руб. в год.

Вычет при продаже имущества также ограничен. Имущественный налоговый вычет может составлять сумму, полученную от продажи жилых домов, квар­тир, дач, садовых домиков и земельных участков, на­ходящихся в собственности продавца не менее 5 лет, не более 1000000 руб., а от продажи иного имущест­ва, находившегося в собственности налогоплатель­щика менее трех лет, — не более 125000 руб.

При реализации принадлежащих налогоплате­льщику ценных бумаг вместо использования права на имущественный налоговый вычет налогоплатель­щик может уменьшить сумму общего дохода от их реализации на сумму произведенных им и документально подтвержденных расходов на приобретение указанных ценных бумаг.

На профессиональные налоговые вычеты имеют право физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без об­разования юридического лица, частные нотариусы и другие лица, занимающиеся частной практикой.

В законе приводится перечень доходов, освобождаемых от на­логообложения. К ним относятся государственные пособия (прежде всего пособия по безработице, беременности, родам), государственные пенсии, вознаграждения донорам за сданную донорскую кровь, алименты, получаемые налогоплательщиками.

Принятие единой ставки налога на до­ходы физических лиц позволит отказаться от необхо­димости составления и предоставления в налоговые органы декларации о доходах основной массе физи­ческих лиц.

В рамках проводимых налоговых преобразова­ний ставки акцизов на бензин и табачные изделия были существенно увеличены; отменён налог на реализацию горюче-смазочных материалов.

Главой 21 части второй НК РФ предусмотрено, что плательщиками налога на добавленную стоимость помимо организаций становятся и индивидуальные предприниматели. Приводится определение места реа­лизации товаров, в качестве отдельного объекта налогообложения выделяется выполнение строитель­но-монтажных работ для собственного потребления.

С введением второй части НК РФ отменяются следующие федеральные налоги: налог на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, биржевой налог, которые практически не были установлены. Из перечня федераль­ных налогов исключается сбор за пограничное оформление и гербовый сбор.

Вторая часть налогового кодекса не будет введена в один день, этому свидетельствует высказывание одного из основных разработчиков НК РФ Сергея Шаталова: “Мы не предполагаем ввести новую нало­говую систему сразу с 1 января 2001 года. Вместо большого одномоментного скачка переход в новую налоговую реальность будет эволюционным процессом, растянутым на три-четыре года. Многие важные решения будут приниматься поэтапно”.[12]

На втором этапе (2002—2003 гг.) Правительст­вом РФ предлагается отменить налог с продаж, на­лог на покупку иностранной валюты, отчисления на воспроизводство минераль­но-сырьевой базы. Налог на имущество предприя­тий, физических лиц, а также земельный налог предлагается заменить налогом на недвижимость.

Конечно, Налоговый кодекс не будет идеальным документом на все времена. Как показывает опыт, в том числе и зару­бежный, налоговое законодательство — од­но из самых подвижных элементов экономики. Даже в тех госу­дарствах, где действуют Налоговые кодек­сы, ежегодно принимается множество поп­равок к налоговому законодательству, что связано, прежде всего, с изменением нало­говой политики государства.

 

 

 

 

3.2. Мнение российских экономистов

На заседании правительства глава кабинета министров Михаил Касьянов сообщил, что собираемость налогов растет медленнее ВВП России. По мнению Касьянова, эффективность сбора налогов необходимо увеличить до конца года, когда в действие вступит новый Налоговый кодекс.

В своём заявлении Касьянов высказывает, что правительство демонстрирует непонимание того, что налоги образуются не только от роста объёмов продаж, а, прежде всего от полученных предприятиями или физическими лицами доходов.

Трудно, например, требовать уплаты налога на прибыль от компании, которая для захвата рынка проводит распродажи товаров по сниженным ценам. В этом случае объемы ее продаж будут расти что, в конечном итоге, приведет к увеличению и ВВП России, но налогов она платить не будет.

Последствия заявления Касьянова можно предугадать уже сегодня. Во-первых, российские компании до конца года, видимо, ждут неоднократные и усиленные налоговые рейды, которые, по мнению Касьянова, должны увеличить собираемость налогов.

Более долгосрочная перспектива выглядит куда хуже. Внимание Касьянова к собираемости налогов — весьма тревожный симптом. Если правительство не справится с эффективностью их собираемости в 2001 году, то ему придется пересматривать ставки налогов, которые в новом Налоговом кодексе уменьшены по сравнению с ныне действующими нормами.

И тогда, соответственно, вся налоговая реформа потеряет смысл для правительства и уж тем более для честных бизнесменов, решивших «открыться» государству и платить налоги вместо того, чтобы, по российской традиции, прятать прибыль. Таким предприятиям и бизнесменам придется платить налогов больше, чем всем остальным.

Пока, правда, правительство не объявляло о том, какие методы сбора налогов будут им применяться в будущем. Однако, учитывая общий тон реформы исполнительной власти, изменений статуса Центробанка, Налоговой реформы и других законодательных инициатив, можно не сомневаться, что в отношении сбора налогов будут применены радикальные методы.

Приказано повысить собираемость налогов — значит надо повысить любой ценой.[13]

Заключение

В первой главе курсовой работы я описал систему налогообложения: виды, сущность и функции налогов, основные элементы и типы налогообложения.

Во второй главе курсовой работы рассмотрены налоговая система Российской Федерации, а так же налоговая система одной из самых экономически развитых стран мира – Соединённых Штатов Америки. Рассмотрены различные органы власти и налоги, собираемые в их бюджеты в налоговых системах обеих стран.

Третья глава заключается в выявлении противоречий, недостатков и путей их реформирования в налоговой системе Российского Государства. Здесь я попытался раскрыть основные задачи налоговой реформы, изменения в налогообложении, которые вступят в силу с принятием второй части Налогового кодекса Российской Федерации. Так же в этой главе приведено мнение одного из российских экономистов о возможных проблемах, связанных с общим понижением налогового бремени и интенсификацией сбора налогов.

Налоговая система – это неотъемлемая часть рыночной экономики. Она является основным инструментом, с помощью которого государство определяет приоритеты социально-экономического развития и влияет на развитие хозяйства. Исходя из этого, налоговая система РФ должна быть надёжной составляющей российской экономики.

Исходя из собранного материала, я могу сделать вывод, что основными проблемами нашей налоговой системы являются:

1) излишняя запутанность, наличие большого количества льгот для различных кате­горий пла­тельщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорения научно-технического прогресса, внедрения перспективных технологий или увели­чения выпуска товаров народного потребления;

2) чрезмерно высокие налоговые ставки – последствие упора сделанного на чисто фискальную функцию налоговой системы, обирая налогоплательщика, налоги душат его;

3) сокрытие доходов предприятиями и физическими лицами от налоговых органов;

4) нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д. несомненно, играет отрицательную роль в привлечении инвестиций как отечественных, так и иностранных.

Очевидно, что все эти проблемы взаимосвязаны, поэтому необходимо их совокупное решение, а именно упрощение налоговой системы, путём устранения и объединения второстепенных и схожих налогов, снижение общих налоговых ставок и повышение качества сбора налогов.

Все вышесказанное обуславливает объективную необходимость пристального внимания к настоящему состоянию налогообложения. Необходим тщательный пересмотр основ налогообложения с целью выведения налоговой системы на оптимальный уровень. Налоги должны стать не только орудием обеспечения сбалансированного бюджета, но и мощным стимулом развития народного хозяйства страны, способствовать структурно-техническому совершенствованию производства.

Есть надежда, что готовая к принятию часть вторая Налогового кодекса РФ в большей степени способна решить существующие проблемы. Хотя очевидно, что законодательная власть бессильна без поддержки исполнительной власти, какие бы проекты она не разрабатывала, необходим орган, заставляющий «играть» людей по новым более приемлемым правилам.

Таким образом, совершенствование системы сбора налогов способствует формированию устойчивых предпосылок для постепенного превращения системы налогообложения в фактор экономического роста.


Список используемой литературы

1.      Автор, Налоговая эволюция, журнал «Эксперт», №8(221) 28 февраля, 2000

2.      Винокурова Т.К., Конспект лекций по Макроэкономике, 2000

3.      Журавлёв В.В., Савруков Н.Т. Государственный бюджет: Конспект лекций. – Санкт-Петербург: Политехника, 2000

4.      Наумова Н.Н., Реформа налоговой системы. Налоговый кодекс: часть вторая, журнал «Бухгалтерский учёт» №18, 2000

5.      Черник Д.Г. Налоги. Учебное пособие – 4е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и кредит, 2000

6.      Черник Д.Г., Дадашева А.З. Налоговая система России. – М.: Экономика и жизнь, 1999

7.      Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Принят Государственной Думой 19 июля 2000 года. Одобрен Советом Федерации 26 июля 2000 года http://www.mosnalog.ru/documents/taxlaw2.html

8.      Степанов А. Налогам приказано собираться. http://www.they.ru/print/naloprikaz.shtml


[1] Налоги: Учеб. Пособие/Под ред. Д.Г. Черника. – 4е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2000

[2] Д.Г. Черник, А.З. Дадашева Налоговая система России. – М.: Экономика и жизнь. 1999. – С.22 (В связи с тем, что изменения, внесённые в часть первую НК после её принятия очень значительны, они не были помещены в этот перечень)

[3] Черник Д.Г. Налоги. Учебное пособие. – М.: Финансы и кредит, С. 267.

[4] С. 268.

[5] С.272

[6] Д.Г. Черник Налоги, С.274

[7] Государственный бюджет: Конспект лекций/под ред. В.В. Журавлёва, Н.Т. Саврукова. – Санкт-Петербург: Политехника, 2000, С.25

[8] Перечень налогов относящихся к федеральным, региональным или местным налогам рассмотрен в параграфе 1.3 Виды налогов.

[9] Наумова Н.Н., Реформа налоговой системы. Налоговый кодекс: часть вторая, журнал «Бухгалтерский учёт» №18, 2000 С.31

[10]  http://www.mosnalog.ru/documents/taxlaw2.html Статья 241. Ставки налога

[11] Винокурова Т.К., Конспект лекций по Макроэкономике, 2000г.

[12] Автор, Налоговая эволюция, Эксперт, №8(221) 28 февраля 2000, с.34

[13] http://www.they.ru/print/naloprikaz.shtml Налогам приказано собираться


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.