Рефераты. Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства

Федеративное устройство государства определяет организацию бюд­жетной системы, включающую совокупность бюджетов разных уровней. В федеративном государстве (США, ФРГ, РФ и др.) бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В налоговом законодательстве широкое распространение получила статусная классификация налогов.

В первой части Налогового кодекса РФ, действующей с 1 января 1999 г., установлен закрытый перечень налогов и сбо­ров. Он включает 16 федеральных, 7 региональных и 5 местных налогов и сборов[2]. Приведем этот перечень.

К федеральным относятся следующие налоги и сборы:

·         налог на добавленную стоимость;

·         акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минераль­ного сырья;

·         налог на прибыль (доход) организаций;

·         налог на доходы от капитала;

·         подоходный налог с физических лиц;

·         взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

·         государственная пошлина;

·         таможенная пошлина и таможенные сборы;

·         налог на пользование недрами;

·         налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

·         налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

·         сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

·         лесной налог;

·         водный налог;

·         экологический налог;

·         федеральные лицензионные сборы.

Региональные налоги и сборы включают:

·         налог на имущество организаций;

·         налог на недвижимость;

·         дорожный налог;

·         транспортный налог;

·         налог с продаж;

·         налог на игорный бизнес;

·         региональные лицензионные сборы.

При введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налогов на имущество и земельного налога.

К местным налогам и сборам относятся:

·         земельный налог;

·         налог на имущество физических лиц;

·         налог на рекламу;

·         налог на наследование или дарение;

·         местные лицензионные сборы.

В общей сложности налоговым законодательством РФ предусматривает­ся свыше 50 налогов разных уровней.

II. Налоговая система России

2.1. Основные принципы построения налоговой системы в экономике с развитым рынком

В качестве примера рассмотрим налоговую систему США. Один из авторов Декларации независимости США Б. Фран­клин произнес такую фразу: в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов. С тех пор налоговая система США совершенствовалась, принимала все более разветвленный харак­тер, способствовала развитию рыночных отношений. Она отвечает зада­чам не просто фискальным, но и выступает в качестве инструмента регулирования развития экономики. Основным звеном в финансовой системе США является бюджет федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов.

Но и местные органы управления обладают значительными собственными источниками финансовых ресурсов, в первую очередь за счет местных налогов. Причем в последние 10—15 лет в США, как, кстати, и в большинстве западноевропейских стран, наблюдается быстрый рост объема финансов местных органов управления. Одновременно на местные финансы перекладывается существенная часть расходов. В ряде отраслей производственной и социальной инфраструктуры финансы штатов и местных органов власти выступают в качестве основного источника финансирования. Так, в финансировании за счет государства, социального обеспечения, образования, здравоохранения, дорожного строительства, в содержании полицейского аппарата их удельный вес составляет от 70 до 90%; в охране окружающей природной среды, сохранении природных ресурсов, гражданском и жилищном строительстве — около 40%.

К финансам местных органов управления в США относятся финансы графств, муниципалитетов, поселков в сельской местности, школьных округов, специальных округов. Элементами системы местных финансов являются местные бюджеты, а также специальные фонды, финансы предприятий, принадлежащих местным органам управления. В настоящее время в стране более 83 тысяч местных органов управления, располагающих собственной финансовой базой.

В федеральных доходах преобладают прямые налоги. Доходы штатов и местных органов власти формируются в основном за счет косвенных налогов и поимущественного налогообложения.

Рассмотрим структуру доходной части федерального бюджета США за 1990 год. Объем доходов на данный год был запланирован в размере 976 млрд долл. Бюджет носил дефицитный характер. Превышение расходов над доходами было в сумме около 150 млрд долл.

Как видим, самой крупной статьей доходов является подоходный налог с населения. Налог взимается по прогрессивной шкале. Имеется необлагаемый налогом минимум доходов и три налоговые ставки. Налогом может облагаться либо отдельный человек, либо семья. В последнем случае суммируются все виды доходов членов семьи за год.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1

          Структура доходов федерального бюджета США[3]

Доходы

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.