Рефераты. Экономическая теория налогообложения и налоговая политика государства

Вторая группа местных налогов включает надбавки к общегосударст­венным налогам, отчисляющиеся в определенном проценте в местный бюджет.

Третья группа — это налоги на транспортные средства, на зрелища, гостиницы, коммунальные сборы и пр. В Нью-Йорке, например, налог на проживание в гостиницах составлял в 1991 г. 19% стоимости прожива­ния. Среди налогов на потребление в США можно отметить такие, как налог на регистрацию автотранспортных средств, налог на парковку автомобиля, акциз на топливо, налог на пользование автострадами. Последний делится между бюджетами штата и городов. Ставки налога зависят от веса автомобиля.

Наконец, есть четвертая группа местных налогов. Эти налоги не носят фискального характера, а определяют политику местных органов управления. Это, прежде всего экологические налоги, направленные на защиту окружающей природной среды. В Нью-Йорке есть налог на очистку нефтяных пятен на водоемах. Имеется налог на корпорации, в результате деятельности которых появляются отходы «риска». Специальным налогом облагаются компании, производящие емкости для жидкостей без их вторичного использования. Речь идет о консервных банках и прочей таре, идущей после использования продукции в отходы.

Для всех стран характерно преобладание налогов, взимаемых в цент­ральный бюджет, и подчиненное положение местных налогов. Но в то же время развитие урбанизации приводит к ускоренному росту доходов городских бюджетов. Поэтому местные налоги растут наиболее быст­рыми темпами.

В отличие от государственных налогов местные налоги характеризу­ются множественностью и регрессивностью. Их ставки не учитывают доходов налогоплательщиков. Дело в том, что «множест­венность налогов позволяет в большей мере уловить платежеспособ­ность налогоплательщиков, сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов, воздействовать на потребление и накопление. Но, разумеется, эффектив­ное функционирование множества налоговых форм предполагает умеренность обложения каждым из налогов и всей их совокупностью»[6].

2.2. Структура действующей налоговой системы Российской Федерации

С 1.01.99 г. вступила в силу часть первая Налогового кодекса Российской Федерации. В нем реализованы следующие основные принципы построения налоговой системы[7]:

- единый подход в вопросах налогообложения, включая пре­доставление права на получение налоговых льгот, а также на защи­ту законных интересов всех налогоплательщиков;

- четкое разделение прав по установлению и взиманию на­логовых платежей между различными уровнями власти;

- приоритет норм, установленных налоговым законодательст­вом, над иными законодательно-нормативными актами, не относя­щимися к нормам налогового права, однако в той или иной мере затрагивающими вопросы налогообложения;

- однократность налогообложения, означающая, что один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный законом период налогообложения;

- определение конкретного перечня прав и обязанностей нало­гоплательщиков, с одной стороны, и налоговых органов, - с другой.

Как говорилось ранее, налоговая система РФ подразделяется на три уровня: федеральный, региональный и местный. Независимо от распределения налогов по уровням бюджетной системы принимать решения по отдельным вопросам взимания налогов соответствующие органы власти могут лишь в пределах сво­ей компетенции. Например, местные органы власти имеют право распоряжаться частью федеральных налогов (НДС, НСП и д.р.), но они не могут изменять по своему усмотрению установленного порядка исчисления и уплаты этих налогов. Из этого следует, что уровни налоговой системы не совпадают с уровнями бюджетной системы. То есть доходы федерального бюджета формируются только за счёт федеральных налогов (не считая неналоговых поступлений), а в региональные бюджеты поступают как нало­ги субъектов РФ, так и федеральные налоги. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении местных бюджетов: кроме закрепленных за ними местных налогов они включают в себя соответствующую часть федеральных налогов и налогов субъектов РФ.

Итак, федеральные налоги устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются на всей её территории. Ставки федеральных налогов устанавливаются Федеральным Собранием РФ, в отдель­ных случаях - Правительством РФ (таможенные пошлины, акцизы на отдельные виды минерального сырья и т.д.). Льготы по федеральным налогам могут устанавливаться только федеральными за­конами о налогах. Однако органы законодательной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут вводить дополнительные льготы в пределах сумм налогов, зачис­ляемых в их бюджеты. Обоснование права на льготу возлагается на налогоплательщика.

Региональные налоги устанавливаются законодательными ак­тами субъектов РФ и действуют на территории соответствующих регионов.

Местные налоги устанавливаются законодательными актами субъектов РФ и органов местного самоуправления и действуют на территории соответствующих городов, районов или иных админи­стративно-территориальных образований.

Часть местных налогов должны применяться на всей территории России (земельный налог, налог на имущество физических лиц, регист­рационный сбор с лиц, занимающихся предпринимательской дея­тельностью); другая часть налогов вводится по решению органов местного самоуправления (налог с продаж, налог на рекламу и др.).

Органы законодательной власти субъектов РФ и органы мест­ного самоуправления имеют право самостоятельно устанав­ливать и прекращать действие региональных и местных налогов, изменять их ставки, предоставлять налоговые льготы.[8]

Налоги могут быть классифицированы не только по уровню компетенции органов власти, но и по признаку переложимости - прямые и косвенные; по источнику уплаты - налоги, относимые на увеличение цены товара, на себестоимость продукции, на чистую прибыль; по периодичности взимания - регулярные и нерегулярные.

Также стоит отметить, что налогоплательщики несут ответственность за правильность ис­числения налогов, полноту и своевременность их уплаты.

III. Необходимость и пути реформирования налоговой системы РФ

3.1. Реформа налоговой системы. Часть вторая Налогового кодекса РФ

В целях проведения эффективной социально-экономической политики налоговая система России требует модернизации.

Основными задачами налоговой реформы на ближайший 2001 год являются: существенное снижение налоговой нагрузки, упрощение налоговой системы и совершенствование системы сбора налогов.

Снижение налогового бремени можно достигнуть, прежде всего, за счёт уменьшения нагрузки на фонд оплаты труда, устранения оборотных налогов и изменений в правилах расчёта базы налогообложения прибыли.

Упрощения налоговой системы планируется осуществить с помощью  установления закрытого списка налогов и сборов, единой ставки подоходного налога, введения единого социального налога и отмены множества второстепенных налогов. Вместе с упрощением налоговой системы и снижением налогового бремени достаточно внимательно планируется пересмотр нало­говых льгот. Конечно, речь не идет о том, что налоговых льгот в принципе не должно быть. Безусловно, должны существовать некоторые социальные льготы, но в ограниченном количестве.

Совершенствование системы сбора налогов основывается на сокращении возможностей для произвольных действий налоговых органов при одновременном повышении ответственности «недобросовестных» налогоплательщиков, создании единой системы налогоплательщиков, развитии информационных технологий.

Важнейшим событием последних месяцев явилось рассмотрение и принятие Федеральным собранием РФ второй части Налогового кодекса Российской Федерации, которая реально позволит внести существенные изменения в налоговую систему России.

Согласно Федеральному закону “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах” с первого января 2001г. вводятся в действие следующие главы части второй Кодекса: гл. 22 “Акцизы”, гл. 23 “Налог на доходы физических лиц”, гл. 24 “Единый социальный налог”. Одновременно установлено, что федеральные налоги и другие нормативные правовые акты, действующие на территории РФ и не вошедшие в перечень утративших силу, действуют в части, не противоречащей части второй Кодекса, и подлежат приведению с ней в соответствие.[9]

Единый социальный налог включён в перечень федеральных налогов и сборов. Объектом налогообложения для работодателей являются выплаты, вознаграждения и иные доходы, начисляемые работникам. Для ин­дивидуальных предпринимателей, адвокатов, глав крестьянских и фермерских хозяйств объектом на­логообложения являются доходы от предпринимате­льской деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.