Рефераты. Экономическая роль государства

Несравненно более насыщенным и разнообразным по опыту догоняющего развития оказалось ХХ столетие.

Затейщиком борьбы за преодоление отсталости стала Советская Россия. По этому поводу я могу сказать, что в погоне за увеличение физических объемов производства, государство забывало об организационно-технической модернизации советской экономики, в результате система забуксовала. Хочу добавить, что со стороны государства в то время следовали только робкие попытки реформирования системы, которые терпели поражения, а вместо этого необходимо было создать мощную систему реформ, что правительство не могло обеспечить. Таковы негативные последствия бездействия государства, которые в последствие привели страну к стагнации. Если бы не неожиданная подпитка огромными доходами от нефти, которые были порождены мировым энергетическим кризисом, изжившая себя система долго бы не продержалась.

Пока советская экономика выбиваясь из последних сил, работала на гонку вооружений, мир заметно изменился. В состав мирового экономического авангарда, совершив рывок, влилась четверка НИС, а также за последние десятилетия такие страны, как: Малайзия, Таиланд, Вьетнам, Индонезия, гиганты Китай и Индия.

Каждая страна, сумевшая продвинуться по пути преодоления отсталости, добилась этого по своему, исходя из собственных социокультурных, экономических и политических реалий.

Что же такого сделало государство в тех странах, чего не сделала Россия в свое время?

Ответ на этот вопрос следующий: государство в лице правительства стран провело ряд мероприятий, как-то:

−        Форсированное развитие всеобщего начального и обеспечение широкого доступа к среднему и высшему образованию;

−        Компетентная и ответственная государственная администрация;

−        Наличие четкого представления о задачах в сфере развития;

−        Грамотное макроэкономическое управление и стабильная макроэкономическая ситуация;

−        Безусловные гарантии собственности;

−        Надежная и гибкая банковская система, способствовавшая мобилизации сбережений и поддержанию устойчиво высокой нормы частных капиталовложений;

−        Государственные инвестиции в  инфраструктуру.

В большинстве этих экономик вмешательство осуществлялось систематически по многим каналам и в различных Фомах для общего ускорения развития, а в ряде случаев и для подтягивания отдельных отраслей или участков хозяйства. Государство вмешивалось в развитие финансовой системы, и в процесс импортозамещения, и формирование экспорториентированной индустриализации, сыгравшей решающую роль в ускоренной модернизации экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дело перехода к рынку нельзя отдавать на откуп самому рынку. Нелепо пытаться воспользоваться преимуществами еще не существующего института.

Ж. Сапир

3.    Особенности государственного регулирования в России.

Для того, чтобы потом я смогла объяснить причины современного положения дел относительно уровня регулирования экономикой в России, я хочу рассмотреть происходящие события в стране совсем недавно, 25-30 лет назад, когда:

−        В России практиковалась командно-административная система государственного устройства, императивное планирование и преобладала государственная форма собственности;

−        Была налицо малая эффективность государственного сектора в экономике, поощрение так называемых плановоубыточных предприятий;

−        Выявилась неспособность государства обеспечить необходимые темпы экономического роста;

−        Такой порядок вещей порождал иждивенчество и инертность как потребителя, так и производителя;

−        Чрезмерное государственное вмешательство вело к подрыву рынка, его естественных законов.

Протестуя против этих постулатов, предлагалось провести кардинальные реформы.

Прежде всего отказались от идеи – практики страны как единой фабрики, одного общенационального треста, главенства государства в экономике. Актуальными стали идеи либерализма, монетаризма, приватизации, свободы экономических агентов в производстве и обмене.

В период реформ, проводившихся после 1991 года, имела место трансформация господствовавшего прежде уклада, базировавшегося на общественной собственности в иные уклады с явным возрастанием доли частного предпринимательства.

Патерналистская модель взаимоотношений, которая существовала раньше между государством и предприятием была окончательно разрушена к 1996 году. Предприятия потеряли доверие к государственным органам и зачастую отказывались от уплаты налогов. В 1993 году еще был консенсус интересов государства и предприятия, то есть государство давало привилегированные кредиты, а в обмен на это предприятие платило налоги.

Уродливый характер предпринятых реформ привел к разгулу криминалитета в невиданных размерах. Массовая криминализация всех сфер общественной жизни сопутствовала процессу непродуманной приватизации, по сути захвату общественной собственности немногими. Появление тысяч акционерных обществ и обязательное законодательное требование выкупа части акций при помощи исключительно ваучеров дали мощный толчок развитию фондового рынка со всеми его отрицательными последствиями. Большинство махинаций было связанно с обращением, хищением, подделками ваучеров, с фальсификацией документов по приватизации, занижением остаточной стоимости фондов приватизируемых предприятий и так далее.

Об неэффективной деятельности государства в то время можно судить по показателям: по состоянию на 2000 год относительно 1990 года ВВП России составило менее 59%, промышленное производство – 54, 5, сельскохозяйственное производство – 61, 2, инвестиции в основной капитал – 27,5%.

Ясно, что правительство должно было, прежде всего, позаботиться о реформировании, демократизации самой государственной собственности, а только затем переходить к приватизации.

Переходя к современным аспектам государственного регулирования экономики, можно сказать, что современное рыночное хозяйство, как правило, строится на договорной основе. В таких условиях принципиально меняются как объект, так и субъект народнохозяйственного воздействия. Субъектами воздействия являются федеральное правительство, администрации субъекта Федерации, отраслевые и межотраслевые ассоциации и предприятия.

Многие экономисты отмечают, что в российской экономике существует необходимость влияния государства на:

−        Сферу производства;

−        Сферу обращения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.