Возросшее вмешательство государства в экономику стран-лидеров техногенной цивилизации и сопутствующая ему экспансия госбюджетов никоим образом на ущемляют основополагающих функций рынка, так как государство не замещает, а дополняет рынок, помогая его развитию и совершенствованию, а также возмещая сглаживания и предотвращая провалы.
Эксперты МВФ, раскрывая роль государства в современной экономике, связывают расширение его функций с: развитием демократии, которая заставляет прислушиваться к избирателям; с необходимостью совершенствования социальной материальной и институциональной инфраструктуры, обеспечивающее развитие конкурентного рынка[4].
Чтобы лучше уяснить суть задач, стоящих перед государством в странах с развитой рыночной системой, можно обратиться к опыту США – безусловно научно-технического и экономического лидера современного мира, отличающегося на редкость скромным присутствием государства в экономике и рассмотреть взгляды этой страны на госрегулирование.
Прежде всего, надо заметить, что без создаваемой и поддерживаемой государством системы юридических гарантий прав собственности и обязательного выполнения контрактов, функционирование корпораций и рыночного бизнеса вообще было бы практически невозможно. Для примера следует только вспомнить мощь американского антимонопольного регулирования.
Необходимость вмешательства государства в экономику связывается и с негативными внешними эффектами, как например ухудшение экологического состояния региона. За последние 50 лет человечество нанесло больший ущерб планете, чем сделало это за 50 тысяч лет.
В 1997 г. Президент США, Б. Клинтон выступил с докладом «Совершенствование роли государства в рыночной экономике США» на конгрессе 105-го созыва, в котором он рассматривал следующие позиции:
− проблема экологии;
− неспособность рыночного механизма обеспечить производство некоторых жизненно важных услуг и товаров;
− необходимость проведения государством базовых научных исследований;
− необходимость государственных инвестиций в транспортную и коммуникационную инфраструктуру;
− необходимость участия государства в развитии здравоохранения;
− реформирование и постепенное подключение естественных монополий к рыночным механизмам.
Если отвлечься от частностей, отражающих неповторимое своеобразие каждой страны, основные задачи государства в развитых рыночных экономиках можно свести к обеспечению институцианально-правового фундамента хозяйственной деятельности и к восполнению и сглаживанию провалов и недоработок рынка. Речь идет о создании общих предпосылок для экономического роста и эффективного хозяйствования и сглаживании негативных последствий свободной игры спонтанных рыночных сил.
Зрелые рыночные системы сложились не более чем в трех десятках стран. Будучи лидерами техногенной цивилизации, эти страны представляют центральное системообразующее ядро мировой экономики. Между тем, такие страны как Испания, Португалия, Греция, а также поднявшиеся из глубин периферии и доросшие до статуса новых индустриальных стран Юж. Корея, Тайвань, Сингапур, Гонконг, добились нынешнего статуса путем правильного определения роли государства в экономике своей страны.
Основными положениями госрегулирования у этих стран были:
− производство общественных, неделимых при потреблении благ (оборона, обеспечение порядка);
− развитие образования, здравоохранения, науки и культуры;
− защита общества от разрушения окружающей среды;
− обеспечение условий для непосредственной рыночной конкуренции;
− смягчение порождаемого и закрепляемого рынком социального неравенства;
− антиинфляционное и антициклическое регулирование.
Принятие такого рода комплекса мер государством обеспечило устойчивый экономический рост и выдвинуло эти страны из периферии в центр.
2.2. Роль государственного регулирования в странах, находящихся в условиях догоняющего развития.
Что касается нынешних стран догоняющего развития, то они не могут позволить себе сколько-нибудь длительной раскачки без риска упустить свой шанс выбраться из отсталого развития на более высокий уровень.
Важно отметить, что модернизация периферийных стран, их подтягивание к лидерам мировой экономики требует модернизацию самого государства, реорганизации и совершенствование его функций, рационализации структур управления. А затяжка с реформированием государственного устройства чревата серьезными потерями, что, в конечном счете, может привести к стагнации экономики.
Когда дело касается переходных экономик, то их рыночная трансформация в решающей степени зависит от самого государства.
При всех различиях, обусловленных спецификой каждого отдельного государства с развивающейся системой, в основе их социально-экономической модернизации лежат идеи либерализма. Но в реальной жизни свобода не может быть безграничной, так как без четких правовых рамок и разумных ограничений, она не ведет к рынку демократии, подразумевающий порядок системы сдержек и противовесов, а к вседозволенности и хаосу, как это случилось в России в 90-е годы.
Необходимость правового ограничения свободы в свое время отстаивал Л. Эрхард. Он подчеркивал определяющую роль закона и права в решении социальных проблем, а также акцентировал внимание на необходимости участия государства в процессах динамизации и повышения эффективности экономики.
Немецкий экономист Ф. Лист был сторонником свободной торговли, который полагал, что такова допустима лишь между странами примерно одинакового уровня развития.
Фактически вся вторая половина ХIХ века в Германии прошла под знаком реализации идей Листа. Целью государства, по его мнению, должны были стать:
− Формирование «интеллектуального капитала» страны;
− Развитие общего и специального образования, культуры, навыков к труду;
− Осуществление инвестиций в «материальные» компоненты капитала (новейшие технологии, практические знания и мн.др.);
− Создание условий для ускорения промышленного переворота.
Итогом обусловленных этим сдвигов стало, во-первых, развитие отличной системы образования, позволивших перевести процесс освоения и распространения передовых технологий на регулярную и самовоспроизводящуюся основу. Во-вторых, создание усилиями правительства действенной системы НИОКР.
Это сыграло решающую роль в обретении Германией сравнительных технологических преимуществ, что обусловило ее выход на передовые позиции в мировой экономической иерархии.
Нечто подобное, с некоторыми вариациями, произошло и в большинстве других западноевропейских странах, вошедших к началу ХХ века в состав мирового промышленного авангарда. Там государство сыграло особо важную роль в процессе становления индустриального способа производства, обеспечив сначала необходимые предпосылки для развития частного предпринимательства и защиты от иностранной конкуренции, а затем и формирование социальной инфраструктуры.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8