Рефераты. Экономическая роль государства

Ф. фон Хайек.

1.      Теоретические аспекты государственного регулирования экономики:

Вопрос об экономической роли государства был поставлен ещё очень давно и до сих пор каждое государство решает эту проблему по-разному и только для себя, на основе накопленного опыта с учетом своих обычаев и традиций. Объективная необходимость включения государства в экономический процесс определяется такими факторами, как-то: необходимостью обеспечения общественного воспроизводства в расширенном масштабе, обеспечением долговременности интересов населения, поддержанием баланса социально-экономических интересов различных групп населения в стране, обеспечением единства и целостности территориального пространства страны.

Современная научная литература определяет цели государственного регулирования как обеспечение: экономического роста, эффективного производства, экономической стабильности, экономической и социальной справедливости.

Каждое государство придерживается определенной экономической доктрине, но вне зависимости от этого, никто и никогда не снимал с национальных правительств ответственности за экономическое положение страны. Все сходятся в понимании того, что невидимая рука рынка должна дополняться видимой рукой государства. Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции”, совершили переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Они доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного устанавливать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния.

Но Кейнсианская концепция получила распространение только в 30-е годы ХХ века, а до этого существовали другие воззрения на экономическую роль государства.

Сейчас я проведу краткий экскурс по эволюции осознания роли государства в экономике, для того чтобы осознать на каком этапе сейчас находимся мы.

1.1.            Обзор позиций различных школ.

В истории развития мировой цивилизации были разные подходы к оценке роли государства в экономике. В их числе можно назвать меркантилизм, классический подход, марксизм, кейнсианство, монетаризм и неокейнсианство.

Меркантилисты считали, что государство должно играть активную роль в экономической жизни страны в целях содействия богатства страны и короля. Это воззрение имело место в ХVIII веке среди французских экономистов, как-то: Т. Мэн, А. Монкретьен. Они провозглашали необходимость активного вмешательства государства в экономику в целях пополнения государственной казны.

Для меркантилистов богатством считалось золото, поэтому в целях его накопления и преувеличения они призывали поощрять экспорт и сдерживать импорт.

Классическая теория вмешательства в экономику основывалась на работе А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов», в которой он утверждал, что «свободная игра рыночных сил создает гармоничное устройство». В соответствии с классическим подходом государство должно обеспечивать безопасность жизни человека и его собственности, разрешать споры и делать все то, что индивидуум не в состоянии сделать сам эффективно. А. Смит выдвинул постулат, что именно стремление предпринимателя к достижению свои частных интересов является главной движущей силой экономического развития, которое в конечном итоге увеличивает благосостояние как его самого, так и всего государства в целом.

А главное в этой концепции то, что для всех субъектов хозяйствования должны быть гарантированны основные экономические свободы, а именно: свобода выбора сферы деятельности, свобода конкуренции и свобода торговли.

Кейнсианская концепция как я уже отмечала выше, получила распространение в 30-е годы ХХ века после глубочайшего спада в экономике США.

Кейнс выдвинул теорию, в которой опроверг взгляды классиков на экономическую роль государства. Он говорил, что «…государственная власть не только регулирует внешние эффекты, но уже давно является «встроенным стабилизатором» экономики»[3].

Его теорию можно назвать «кризисной», так как он рассматривает экономику в состоянии депрессии.

Согласно его теории, государство должно активно вмешиваться в экономику по причине отсутствия у свободного рынка механизмов, которые по-настоящему обеспечивали бы выход экономики из кризиса.

Он также рассматривал государство в качестве стабилизатора рынка, я имею в виду, что оно, по мнению Кейнса, должно воздействовать на рынок в целях увеличения спроса, так как причина капиталистических кризисов – перепроизводство товаров.

Что касается инструментов влияния государства на экономику, то он предлагал следующие из них: использование гибкой денежно-кредитной политики, активной

 финансово-бюджетной политики и прямого создания государством рабочих мест.

Говоря о достоинствах этой модели, я хочу отметить тот факт, что она позволила ослабить циклические колебания в течение 4-х десятилетий, но объективное развитие экономической системы привело к тому, что зародилось несоответствие между возможностями государственного регулирования и развивающимися экономическими условиями. Дело в том, что кейнсианская модель может быть устойчивой только в условиях высоких темпов роста. Однако в 70-е годы условия воспроизводства резко ухудшились, а кейнсианские пути входа из кризиса только раскручивали инфляционную спираль.

Под воздействием этого кризиса  произошла кардинальная перестройки системы государственного регулирования и сложилась новая, неоконсервативная модель регулирования.

Неоклассическая теория монетаристов заключается в отказе от воздействия на воспроизводство через спрос и использование вместо этого косвенных мер воздействия на предложение. Теоретической основой этой концепции послужили концепции неоклассического направления экономической мысли.

Они уверенны в том, что государство может лишь косвенно влиять на экономику, а главная роль состоит в реализации экономического развития страны по средствам рыночных сил.

В основу монетаристского подхода, существующего в рамках неоклассической теории, положен постулат о жесткой связи предложения денег и скорости их обращения с объемом производства и уровнем цен, при этом сторонники монетаристского подхода полагают, что скорость обращения денег стабильна. Хочу заметить, что это утверждение прямо противоречит кейнсианским постулатам о прямой пропорциальной зависимости скорости обращения денег от процентной ставки и обратно пропорционально зависимости от предложения денег.

Неокейнсианцы – сторонники экономической теории, утверждающей, что циклические колебания и инфляция вызываются изменениями в совокупных расходах и предложении денег. Основателями такой теории были Дж. Робинсон, Р. Харрод, Е. Домар, которые выступали за активную стабилизационную политику с предпочтительным использованием инструментов бюджетно-налогового регулирования.

Что ж, рассмотрев основные концепции экономической роли государства в эволюционном периоде, я могу сделать вывод, что ни одна из них не описывает целостного концептуального представления о происходящих в экономической жизни явлениях. Поэтому несостоятельными оказались как кейнсианские подходы по преодолению стагфляции путем вмешательства государства, так и монетаристские рекомендации по поводу ограничения влияния государства на экономические процессы только методами монетаристской политики.

Если рассматривать современную ситуацию, то можно отметить, что сложилось три основных подхода к вопросу о роли государства в экономике переходного периода, как-то: концепция невмешательства, концепция «ограниченной интервенции государства в экономику», концепция активной роли государства.

Первая своими корнями уходит в теорию классиков политической экономии; второй предполагает проведение макроэкономической политики, основанной на монетаристских теориях; третий связан с планированием национальной экономики в соответствии с идеями К. Марка и В.И. Ленина.

В целом замечено, что роль государства в экономике неуклонно возрастает, о чем свидетельствует роль госсектора в экономике большинства стран мира.

1.2.      Сущность и содержание государственного регулирования экономики.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.