Рефераты. Экономическая роль государства

Применительно к России одним из наиболее важных направлений развития разработки законодательных актов является развитие антимонопольного законодательства. Это обусловлено тем, что три крупнейшие монополизированные отрасли, а именно: РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром» и МПС – своей мощью могут диктовать условия всему внутреннем рынку страны.

Антимонопольное законодательство направлено на противодействие монополизации экономики, на стимулирование конкуренции. И, в частности, в Российской Федерации в марте 1991 г. Верховным Советом РСФСР принят закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который предусматривает меры, направленные против образования крупных компаний типа трестов и концернов, а также против недобросовестной конкуренции. На международном уровне конкуренция регулируется специальными межгосударственными соглашениями, документами Комиссии ООН по промышленности и торговле, Европейского Экономического Сообщества и других организаций.

Налоговая и кредитная формы регулирования предусматривают использование налогов и кредитов в целях воздействия на национальный объем производства. Изменяя налоговые ставки, льготы, правительство воздействует на сужение или расширение производства, на инвестиционные решения. Варьируя условия кредитования, государство влияет на уменьшение или увеличение объема производства

Государственное предпринимательство, как правило, осуществляется в областях, в которых хозяйствование противоречит природе частных фирм или же в которых требуются огромные инвестиции и риск. Государственные предприятия занимают существенные позиции в таких отраслях, как энергетика, черная металлургия, транспорт, связь.

Так же важным моментом является создание новой системы социальной защиты и реформирование старой. Что касается советской системы, то она гарантировала трудящимся практически все существующие виды социальной поддержки: бесплатное медицинское обслуживание, жилье, рабочие отпуска, пенсии, стабильный уровень доходов и даже рабочее место. А рассматривая современную ситуацию в России очень многие практически не получают помощи от государства, а тем, кто ее получает, приходится довольствоваться весьма ограниченным кругом социальных льгот. Важно заметить, что большинство льгот поступает от государства, а доля льгот, которые предоставляют предприятия – очень мала, поэтому люди не могут рассчитывать на социальную поддержку со стороны предпринимателя. Благодаря этому экономика обладает большей гибкостью, нежели экономика советского типа, притом, что точно так же обеспечивает социальные гарантии населению.

Во многих странах в отраслях, которые испытывают кризис и наступает угроза увольнения, государственный органы берут на себя поддержание занятости. В Японии государственные органы принимают на себя до 50% выплат заработной платы работникам, которые оказываются под угрозой увольнения. В Германии государство поддерживает перевод работников на неполное рабочее время с доплатой до 80% прежних заработков.

Кроме инструментов, государство разрабатывает определенные механизмы регулирования экономикой, такие как: управление ограниченными производственными ресурсами, налоговое регулирование экономики, монетаристские методы воздействия на экономическую систему.

Каждая группа этих методов имеет свои особенности и целесообразные границы применения.

Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо. Помимо этого, я считаю, к экономическим задачам государства можно отнести такие как: экономический рост и экономическое развитие, полная и эффективная занятость, стабильный уровень цен, экономическая свобода, справедливость распределения доходов, сбалансированность внешнеторгового баланса страны.

Нельзя не вспомнить о показателях, отражающих роль государства в экономике. Некоторые представления о масштабах госрегулирования экономики дает доля ВВП, перераспределяемая через бюджет и внебюджетные фонды. Также, роль государства характеризует и такой показатель, как доля государственной собственности. Более высокая доля госсобственности при прочих равных условиях свидетельствует о большем участии государства в экономике. Но несмотря на активную в некоторых развитых и развивающихся странах приватизацию, госсектор не ликвидируется и продолжает играть заметную роль в экономике.

Для большинства развитых стран мира характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономики, так как идеальная модель «социально-ориентированной», «либеральной», «рыночной» экономики и «демократического» общества на практике остается недостижимой.

Но, как известно, в мире нет ничего идеального, а следовательно не существует и идеального государства, идеального правительства, поэтому возникает необходимость совершенствования государственной власти, уменьшение степени влияния ее отрицательных черт на регулирование экономики. В Приложении 1 я привела основные направления такого совершенствования.

Опираясь на опыт функционирования различных государств за последнее столетие, я суммировала наработки решений, способов и методов по оздоровлению госаппарата в разное время в различных странах, которые применялись в странах с различным уровнем развития социально-экономических и политических систем. См. Приложение 2.

Таким образом, лично моя позиция такова: я считаю, что необходимо исходить из разумного, оптимального для каждого конкретного государства, с учетом его традиций и ценностей, государственного вмешательства в социально-экономическую жизнь страны.

Нескончаемый спор сторонников и противников вмешательства государства в экономику по своей сути беспредметен. Хотя бы потому, что развитие капитализма, как и обусловленный им рост производства, изначально опираются на государственную организацию общественной жизни.

А. Эльянов

2.   Роль государственного регулирования в странах с различными уровнями развития экономики:

Государство на практике является единственным стабилизатором и реально действующим институтом, способным обеспечить необходимый правопорядок в хозяйственной сфере каждой отдельной страны и отстаивать ее экономические интересы на международной арене.

И как я уже показала неоднократно раньше, проблема не в том, нужно ли государству вторгаться в экономику, а в соответствии этого вторжения объективным потребностям и возможностям каждой страны, положению дел в мировом хозяйстве и мирохозяйственных отношений.

К важнейшим задачам государства в экономике стран, ставших первопроходцами промышленной революции, наряду с обороной и поддержанием общественного порядка, включая охрану прав частной собственности, изначально относились развитие экономической (транспорт и связь) и социальной (система образования) инфраструктуры, а также поддержка  своего национального капитала в борьбе с иностранными конкурентами за рынки сбыта (в основном через систему таможенного протекционизма).

Расширение роли государства сыграла Великая депрессия, которая наглядно продемонстрировала дефекты рыночного развития. Она заставила различные государства начать контролировать те сферы экономической жизни, которые ранее считались прерогативой частных интересов.

Послевоенный период реконструкции вынудил многие государства к поиску сфер и возможностей активной созидательной деятельности: целенаправленное влияние государства на динамику общественно-экономического прогресса.

В полной же мере влияния государства проявились уже на завершающей стадии индустриализации при закладе основ перехода этих стран к постиндустриальной фазе развития.

Согласно расчетам, которые опубликованы в журнале «Экономист», проведшем самостоятельное исследование эволюции государственного присутствия в экономике лидеров техногенной цивилизации, в 1961-1980 гг. доля совокупных расходов государства в ВВП 17 стран ОЭСР выросла в среднем на 14.7 процентных пунктов и достигла 42,6%, что почти в 2 раза больше, чем за предшествующие 23 года.

Столь внушительный скачок был простимулирован необходимости разносторонне содействовать наметившемуся переходу. К важнейшим составляющим такого содействия относятся бурное развитие системы социального обеспечения и страхования, быстрое наращивание инвестиций в образование.

С интенсификацией государственного вторжения в экономику, так или иначе в конечном счете, связанны все наиболее важные социально-экономические и политические достижения нынешних лидеров мировой экономики.

2.1.   Роль государственного регулирования в странах с развитыми рыночными системами.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.