Рефераты. Экономическая наука

      Дополнительным источником финансирования разработок со значительным  экологическим и социальным эффектом служат целевые субсидии (субвенции), льготы по налогам, плате за ресурсы и услуги, компенсация части затрат за счет инвестиционных фондов и потребителей, а также целевые дотации покупателям новой дорогостоящей продукции в первые годы ее  выпуска

    Фонд развития производства, науки и техники предприятий (объединений)  образуется за счет пяти основных источников

             1) амортизационных отчислений,  предназначенных для  полного востановленя  основных  фондов;

             2)  отчислений  от прибыли предприятий по стабильным нормативам (они могут дифференцироваться  в зависимости от степени износа основных фондов),

3) выручки от реализации излишнего имущества, числящегося в составе  основных фондов (за вычетом расходов по его ликвидации) и выбраковки скота

4) части средств,  получаемых  от других предприятий за использование научно-технических разработок

 5) поступлений из централизованного ФРПНиТ.

  Средства ФРПНиТ используются государственными предприятиями  стремительно  после одобрения сметы расходов их советом  и профсоюзным комитетом.  Из ФРПНиТ финансируется

техническое  перевооружение,  реконструкция  и   расширение производства, включая строительство общезаводских и вспомогательных объектов

проведение НИОКР, проектных работ, приобретение лицензий,  оборудования и т.д.; 

подготовка производства и освоение новой продукции,  компенсация повышенных  затрат в период освоения

 приобретение научно-технической продукции,  погашение кредитов на НТП и уплата процентов по ним;

создание и расширение мощностей по производству товаров народного потребления, оказанию услуг населению и т.д.                              

      Государственные предприятия имеют право передавать часть средств ФРПНиТ смежникам и НТО для стимулирования решения сложных технических проблем, ускорения технического перевооружения производства,  а также  использовать их  в  порядке долевого участия для строительства и реконструкции объектов совместного пользования, образования временных научно-технических коллективов, консорциумов и т.д.

    В условиях самофинансирования многие предприятия используют  ФРПиТ лишь для ликвидации узких мест на производстве, избегая поисковых работ,  связанных  с  ломкой  сложившейся технологии, риском, рассчитанных на длительную перспективу.  Если 1 руб.  затрат на НТП обещает даже 3 руб. эффекта, но в распоряжении предприятия остается лишь 30% прибыли, то для него вложения оказываются невыгодными, т.к. вместо израсходованного из ФРПНиТ рубля он получит (через длительный срок и со значительной долей риска) лишь 90 коп.  Поэтому финансирование программ НТП требует налоговых льгот,  ускоренной (в течение 3-5 лет) амортизации  оборудования,  страхования риска,  скидок  с цен на технику при реконструкции наиболее важных производств, планомерной реализации выбывающих машин на менее важные участки.

      Кредитование НТП. В условиях самофинансирования резко увеличиваются кредиты на научно-техническое развития. Банки становятся главными центрами финансирования НТП, выдающими кредиты на выпуск новой продукции,  освоение новой технологии,  разработку новой техники, внедрение новой организации производства, повышение качества и надежности изделий.  Банки не просто откликаются на просьбы о ссудах, а рекомендуют нововведения, на которые целесообразно брать кредит, выступают в качестве пайщиков с последующим участием в прибылях  в  создании и внедрении принципиально новых видов техники и продукции,  не уступающих мировому уровню.  Сроки кредитования  устанавливаются  банком  с учетом отраслевых нормативов обновления продукции и окупаемости  затрат.  При этом  банк  становится равноправным экономическим партнером предприятия,  стороны несут взаимную ответственность за успешное  освоение  нововведения  или результаты деятельности реконструируемого производства.

     Банковский факторинг - привлечение на хранение свободных средств НТО и предприятий (с оплатой по договору) и их  использование для помощи клиентам, имеющим временные финансовые затруднения (срочная оплата их  платежных  документов  и счетов в день отгрузки товара) и перекупки права на получение задержанных покупателями платежей.

    Банки дают разрешение на выпуск акций для продажи (после проверки финансового положения и платежеспособности  предприятия,  ликвидности  баланса  возможности выплаты дивидендов),  по поручению клиента хранят,  продают и перепродают акции. Выделяется два вида кредитов: на  приобретение научно-технической продукции, предназначенной для обновления производства и на создание этой продукции.  Банк  проверяет включение предприятием  соответствующих затрат в свой план, эффективность новшества по  договору,  источники  погашения кредита в намеченные сроки.

       В новых условиях хозяйствования наряду  с  кредитами  на отдельные мероприятия НТП банки могут выдавать долгосрочный кредит на организацию выпуска новой  продукции  по  полному циклу  от  НИР  и создания опытных образцов до ее серийного производства Он погашается за счет ФРПНиТ.

        При низкой  экономической эффективности проектов технического перевооружения и реконструкции производств банк может требовать государственной экспертизы крупных проектов и при низкой оценке их научно-технического уровня приостанавливать финансирование и кредитование.  Расширение банковской сети способствует многообразию источников  финансирования (включая свободные средства предприятий и населения) и условий предоставления  ссуд  (например,  научно-технические центры молодежи могут получать льготный кредит под более низкие проценты).  Создается конкурентная основа финансированию: банк выбирает наиболее эффективные  для  кредитования  нововведения  и  организации,  а предприятия - банк, предлагающий более выгодные условия выдачи ссуд Промстройбанк - агент государства по кредитованию при поддержке бюджета общесоюзных программ финансирует  стратегические направления НТП,  в том числе поисковые исследования,  развитие наукоемких производств.  Коммерческие  банки (универсальные и специализированные, общесоюзные, республиканские и региональные, акционерные и в форме обществ с ограниченной ответственностью,  отраслевые, иностранные) концентрируют свободные средства предприятий (за соответствующую  плату)  и населения (путем продажи облигаций и т.д.) и выдают своим пайщикам кредиты  на  обновление  продукции  и производственных  фондов,  срочную  перестройку технологии.

      Инновационные банки после соответствующей экспертизы выдают кредиты  творческим  коллективам и отдельным изобретателям, берут на себя долю риска при  проведении  НИОКР,  объявляют конкурс  на  лучшие решения технических задач.  Их ресурсы складываются из кредитов союзных и республиканских банков и выручки от продажи акций.  Акционеры имеют преимущественное право на приобретение научно-технической продукции либо получают дивиденды по акциям. Коммерческие банки не ведут материального производства, торговлю материальными ценностями и страхование. Их роль в стимулировании НТП связана с ведением счетов клиентов,  финансированием капиталовложений  по поручению инвесторов, выпуском акций, облигаций и иных ценных бумаг, операциям с ними по поручению клиентов.  Во многих странах действуют инновационные фонды,  которые не предоставляют ссуду,  а приобретают у владельца изобретения  исключительное  право на его использование.  Фонд ищет заинтересованное в новшестве предприятие и заключает с  ним предпринимательский  договор  на  условиях продажи лицензии или соглашения о сотрудничестве на основе разделения  риска и  взаимной  выгоды.  Фонд проводит доработку нововведения, расчеты,  эксперименты и т.д.  При отрицательном результате затраты фонда не возмещаются,  при успехе он получает обусловленную в договоре часть прибыли.

      Внешэкономбанк выдает валютные кредиты на расширение экспорта конкурентоспособной техники, а также на импорт технологии, приобретение лицензий, создание совместных предприятий.

 

3. НТП и экономика переходного периода.

 

Мировой опыт наглядно показывает, что переход к рынку может быть успешным только при условии одновременного осуществления радикальных хозяйственных реформ и крупномасштабных преобразований в базисной структуре экономики связанных с НТП. Согласование этих двух процессов представляет собой одну из наиболее сложных задач перестройки. Реформирование экономики без структурных преобразований обрекает страну на роль сырьевого придатка Запада. Решение проблемы видится в самом переходе к системе рыночных отношений которой однако, не может быть осуществлен быстро и безболезненно. Неизбежный переходный период характеризуется  следующими особенностями.

      Первое. В условиях нестабильной социально-экономической среды при неадекватных реакциях населения на стандартные экономические меры невозможно выбрать единую генеральную линию заранее определить выбор взаимосвязанных во времени и пространстве мероприятий. Вот почему для переходных процессов противопоказаны какие-либо программы типа 500 дней стабилизации экономики и т.п. Они не учитывают возможностей использования обратных связей, взаимодействие которых может повлиять не только на последовательность конкретных шагов, но и на сам их первоначальный набор.

   С учетом этого центр тяжести должен быть перенесен на разработку содержательных аспектов экономических преобразований за счет использования новых механизмов управления. Составными элементами такого механизма являются: определение приоритетных направлений мирового развития и стран лидеров по каждому из них; оценка места нашей страны в системе мирохозяйственных связей; выбор и организационно-экономическая поддержка приоритетов; отслеживание и корректировка  соцеально-экономических  по каждому из приоритетных направлений в зависимости от реально складывающейся соцеально-экономической ситуации в стране.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.