Рефераты. Экономическая наука

Из сказанного следуют по меньшей мере два вывода:

     -численность казенных предприятий необходимо свести к разумному минимуму;

     -применительно  к  ним  целесообразно  разработать  специальную систему управления.

Первая проблема выходит за рамки статьи, а вторая составляет ее суть.

Казалось бы, решение проблемы управления казенными предприятиями можно  найти  на путях заимствования опыта управления государственными предприятиями  в развитых странах. Однако в разных странах он различен и  учитывает конкретные особенности данной страны. Поэтому предложения о  перенесении  на  российскую  почву  соответствующего  опыта США или Франции  едва  ли  приемлемы.  Необходимо  самостоятельно  вписаться в существующую   систему  органов  управления  и  учитывать  собственный исторический опыт.

Пожалуй,  единственной  общей  чертой управления государственными предприятиями  во всех странах является осуществление этого управления соответствующими   министерствами   или (наряду   с  министерствами) специальными  постоянно действующими комиссиями (например, федеральная комиссия по атомной энергии в США).

2. Формы регулирования государственного предпринимательства.

 

В России в соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1994 года № 1003 "О реформе  государственных  предприятий" решение о ликвидации   федерального   госпредприятия  и  создании  на  его  базе казенного  завода,  фабрики  или хозяйства принимает Правительство РФ.  Оно  определяет, и федеральный  орган  исполнительной власти, который утверждает устав казенного предприятия и руководит его деятельностью.

Сохранив административную подчиненность предприятий, необходимо исключить прежние наиболее существенные недостатки командной системы.  К  их  числу  следует  отнести, прежде  всего, отсутствие у руководства предприятием  стимулов  к  проявлению  инициативы и риску, а  также фактически отсутствие ответственности за  последствия  принимаемых вышестоящими органами решений. Современный хозяйственный руководитель казенного предприятия не должен становиться передаточной инстанцией для реализации приказов  и указаний работников государственного аппарата.  Он и здесь вправе иметь определенную самостоятельность. За вышестоящей инстанцией   следует сохранить лишь контроль за его действиями.

Средством преодоления указанных и иных недостатков существовавшей ранее  системы  управления  может  быть:  во-первых, коллегиальность в принятии важнейших  хозяйственных решений высококомпетентными лицами; во-вторых, применение  конкурсной системы подбора руководящих кадров; в-третьих, использование в ряде случаев независимых экспертных оценок.

Практическая реализация этих положений видится в следующем:

1.Стратегические  решения  по  управлению казенным предприятием должны приниматься в вышестоящем органе коллегиально.

2.В рамках принятых решений руководителю предприятия должна быть гарантирована  определенная  степень  самостоятельности,  без  чего не может проявиться предпринимательская активность менеджера.

3.Подбор  менеджеров  должен  проводиться на основании конкурса программ претендентов. Преимущество получают программы, наиболее полно отражающие требования государственной промышленной политики.

4.Заключение с хозяйственным руководителем контракта, в котором реально гарантируются его права и четко установлены его обязанности, а с предприятием - "контракт плана", в котором содержится программа его деятельности.

5.Как показывает зарубежная практика, программы деятельности государственных   предприятий составляются таким образом, чтобы государственные субсидии на их реализацию были минимальными, а расходы покрывались за счет   средств от успешной предпринимательской деятельности.  В  этих целях необходима не только определенная свобода менеджера, но и создание  заинтересованности персонала в достижении положительных результатов работы  (индивидуальной,  подразделения, предприятия в целом). Можно и нужно использовать как давно применяемые (например,  бригадная  организация  труда),  так  и  новые  (например, участие в прибылях) формы управления производством.

6.Ответственность государства по долгам предприятия должна быть не прямой, а  субсидиарной. Исходя из вышеизложенного, один из вариантов схемы управления казенными  предприятиями мог бы выглядеть следующим образом.

При отраслевом органе управления образуется комиссия (комитет, совет) по управлению  казенными предприятиями. Организация такого органа в системе Госкомимущества нецелесообразна, поскольку управление казенным предприятием   требует знания отраслевых особенностей производства. Вместе с тем в состав этих комиссий в целях недопущения превалирования ведомственных интересов желательно включать не менее 50 процентов независимых специалистов   (экономистов, финансистов, представителей  Госкомпрома, ГКАП и др.). Сформированная таким образом комиссия  могла  бы исполнять функции постоянно действующей конкурсной комиссии по   подбору руководящих  кадров, разрабатывать  условия конкурса, программу деятельности предприятия, осуществлять контроль. Наряду с "внешним" управлением в организационную структуру предприятия необходимо ввести органы, через которые персонал имел бы возможность принимать участие в управлении производством.

3. Организационно – правовые формы государственного предпринимательства, их харакиеристика.

Попытка установить оптимальный правовой  статус руководителей госпредприятий (как казенных, так и коммерческих) осуществлена Указом Президента  РФ  от  10  июня  1994  года  №1200 "О некоторых мерах по обеспечению  государственного управления экономикой". Им установлено, что правительство или   уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти заключают с хозяйственным  руководителем контракт, базирующийся не на   трудовом, а на гражданском законодательстве. В  Указе  перечислены обязательные условия, которые должны содержаться в контракте, включая порядок  и  условия  его досрочного расторжения и даже ответственность менеджера за ущерб, причиненный предприятию в результате его действий или бездействия.

Гражданско-правовой характер контракта в   принципе дает возможность федеральным органам  устанавливать права и обязанности руководителя по управлению предприятием без оглядки на законодательные ограничения, установленные  КЗоТ. Ведь ни о каких конкретных правах и обязанностях   хозяйственного руководителя, кроме его  отчетности, порядок и сроки которой должны быть установлены Правительством РФ, в Указе не говорится. Очевидно, вопросы управления казенным предприятием должны  быть решены в последующих подзаконных актах. До их издания как вновь  назначаемые руководители, так и менеджеры, у которых истек срок трудовых  контрактов,  оказываются в полной зависимости от усмотрения работников аппарата соответствующего госоргана.

В государственные коммерческие предприятия входят  предприятия, не преобразованные в АО и на базе которых не созданы казенные предприятия. Имущество закреплено за ними на праве полного  хозяйственного ведения. Государственные коммерческие  предприятия  находятся  на  полном коммерческом расчете, имеют широкую  самостоятельность  и  практически  те  же права, что и частные  предприятия  (за  исключением  права назначать руководителя и осуществлять операции с государственным имуществом).

Трудно  уяснить, какое реальное содержание вкладывается в термин "полный коммерческий  расчет" и в чем его принципиальное отличие от "полного хозяйственного расчета", который,  несмотря  на гигантские усилия  аппарата, так и  не был реализован за все годы господства социалистической доктрины. Как показала  зарубежная  практика, в определенных условиях    можно добиться достаточно высокой производительности подобных предприятий.

Так, во Франции, отказавшись от политики "кольбертизма" (по имени министра финансов Людовика ХIV, отстаивавшего необходимость руководить экономикой  "сверху"), власти  сократили вмешательство в деятельность крупнейших  национализированных  компаний. В результате в  условиях острой  конкуренции государственные  предприятия  добиваются  высоких показателей.  Если  потери  автомобильного  гиганта "Рено" в 1983 году превысили  12  млрд., то  в 1989 и 1990 годах его доходы составляли 9 млрд.  франков.  Приносят  прибыль и другие государственные концерны - "СенГобен",  "Пешине" и другие. В то же время в Индии в начале 90-х годов  на  госсектор  приходилось  46  процентов  фондов, однако в нем производилось  лишь  27  процентов  валового  национального  продукта.  Поэтому  государственный  сектор  отступает  почти  всюду. С 1985 года около  50  стран  продали  государственные  компании  общей стоимостью примерно 300 млрд. долларов.

В России едва ли можно рассчитывать на успешную работу подобной группы предприятий в условиях, когда права на управление предприятием будут (во всяком случае формально) принадлежать  предприятию, а материальную ответственность за качество этого управления будет нести государство-собственник.  Едва  ли  также  может  вызвать  сомнение  и реставрация стиля и методов управления такими предприятиями со стороны отраслевых министерств. Поэтому  предусмотренное  Указом Президента России  от  23  мая  1994  года №1003 прекращение создания новых федеральных  государственных  предприятий,  наделенных  правом полного хозяйственного ведения, следует признать  достаточно обоснованным. Государственные  коммерческие предприятия будут постепенно вытесняться казенными  предприятиями и АО. Тем  не менее и для этой группы предприятий  необходимо разработать систему управления, обеспечивающую их эффективное функционирование.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.