Рефераты. Экономическая наука

Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется в соответствии с основными направлениями денежно-кредитной политики, которая разрабатывается и утверждается в порядке, установленном банковским законодательством. Банк России, наделенный исключительным правом эмиссии денег, особо ответственен за поддержание равновесия в сфере денежного обращения.

5.3. Задачи антиинфляционной политики

Инфляция- кризисное состояние денежной системы.

Современная инфляция связана не только с падением покупательной способности денег в результате роста цен, но и с общим неблагоприятным состоянием экономического развития страны. Она обусловлена противоречиями процесса производства, порожденными различными факторами в сфере как производства и реализации, так и денежного обращения, финансов и кредита. Первопричина инфляции- диспропорции между различными сферами народного хозяйства: накоплением и потреблением, спросом и предложением, доходами и расходами государства, денежной массой в обращении и потребностями хозяйства в деньгах.

Существуют внутренние и внешние факторы инфляции.

Среди внутренних факторов можно выделить неденежные и денежные- монетарные. Неденежные- это нарушение диспропорций хозяйства, циклическое развитие экономики, монополизация производства, несбалансированность инвестиций и др. Денежные- кризис государственных финансов: хронический дефицит бюджета, рост государственного долга, эмиссия денег и др.

Внешними факторами инфляции являются мировые структурные кризисы, валютная политика государств, направленная на экспорт инфляции в другие страны, нелегальный экспорт золота, валюты.

Инфляция проявляется в росте цен на товары и услуги, в понижении курса национальной валюты, в увеличении цены золота, выраженной в национальной денежной единице.

Антиинфляционная политика- комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. Наметились два основных пути такой политики: дефляционная политика и политика доходов.

Дефляционная политика предусматривает регулирование денежного спроса через денежно-кредитный и налоговый механизм путем снижения государственных расходов, повышения процентных ставок за кредит, усиления налогового бремени, ограничения денежной массы.

Политика доходов предполагает параллельный контроль за ценами и заработной платой путем полного их замораживания или установления предела их роста. Ее осуществление может вызвать социальные противоречия.

Особая роль в проведении антиинфляционной политики отводится Центральному Банку России. Одной из главных причин инфляции является финансирование дефицита государственного бюджета за счет денежной эмиссии. В соответствии с законодательством Банк России монопольно осуществляет денежную эмиссию. Кроме того, посредством регулирования величины учетной ставки, обязательных банковских резервов, объема операций на рынке государственных ценных бумаг, Банк России может влиять на предложение денег и следовательно на их стоимость.

Необходимо подчеркнуть важность учета национальной специфики страны при разработке политики государства в области финансов. Здесь хотелось бы привести слова известного американского профессора, участника составления антикризисных программ для многих восточноевропейских и латиноамериканских стран Дж. Сакса, сказанные по поводу России: “Мы положили больного на операционный стол, вскрыли грудную клетку... А оказалось- у него другая анатомия!”

 

раздел V. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ

В результате проведения "ваучерной" приватизации решена одна из основных   задач  экономической  реформы  -  создана  необходимая  для функционирования    рынка    "критическая   масса"   приватизированных предприятий. Около 70 процентов занятых в промышленности к 1 июля 1994 года  стали  работать  на  полностью  или  частично  приватизированных предприятиях, доля которых в общем объеме стоимости имущества составила примерно 60 - 70 процентов.

Наступивший  период  денежной  приватизации  в  силу естественных причин  (приватизация  за  деньги  имеет гораздо меньший спрос, чем за чеки)  привёл к резкому сокращению ее темпов. Произошёл переход от приоритета  количественных параметров и динамики процесса приватизации к  приоритету качества функционирования приватизированных предприятий.  Это  означает,  что  оставшийся  неприватизированным  сектор экономики стал сокращаться невысокими темпами. В этих условиях резко повышается роль управления государственным сектором экономики, особенно в связи с трансформацией организационно-правовых форм    государственных предприятий.

Стало ясно, что разрушение монополии   государственной собственности не означает отказа от госсобственности как таковой. Она остается,  хотя попытки априорного количественного определения ее роли в экономике страны едва ли можно признать плодотворными. Можно только утверждать,  что этот сектор российской экономики в силу специфических путей  развития  России  будет в обозримом будущем достаточно крупным.  Поэтому необходимо научиться управлять госсобственностью по-новому, не реанимируя административно-командную систему.

1. Понятие государственного предпринимательства.

Можно  выделить  два основных способа управляющего воздействия на предприятия и их объединения.

1.Государственное  регулирование, которое включает установление нормативной  базы  рыночной  экономики ("правил  игры") и применение косвенных,   экономических   методов   управления   по отношению к предприятиям всех форм собственности (включая государственные).

2.Государственное предпринимательство, то есть непосредственное воздействие  на  управление  предприятиями и их объединениями, когда государство  выступает  в  качестве  собственника имущества или пакета акций акционерных обществ (АО).

К  числу  организационно-правовых  форм,  в которых функционируют государственные предприятия и предприятия с государственным капиталом, относятся  казенные  предприятия (казенный завод, фабрика, хозяйство), государственные   коммерческие   предприятия,   АО  со  100-процентным государственным   капиталом,   а   также  АО,  в  которых  государству принадлежит  контрольный пакет или золотая акция. Одновременно требуют регламентации    взаимоотношения   между   органами   государственного управления  и  новыми  формами  объединения предприятий - холдингами и финансово-промышленными группами. Необходима также конкретизация такой формы  отношений,  как  передача  акций,  принадлежащих государству, в доверительную собственность (траст).

При переходе к рыночной экономике её главным регулятором становится рынок, который экономически, законами спроса и предложения, определяет развитие общественно-необходимого производства, цену товара, его качество, потребительские свойства, даёт импульс развитию научно-технического прогресса и в тоже время гасит ненужное, нерентабельное, неконкурентноспособное производство. Рынок воздействует тем самым на интересы предпринимателей, заставляет их улучшать производство, качество товара. Конкуренция предпринимателей понуждает их снижать затраты на производство и соответственно цены. В этом смысле воздействие на экономику с помощью интереса оказывается более существенным, нежели в условиях административно-командной системы, где главным способом воздействия выступали директивные команды государственного руководства хозяйства на основе планов, а экономические меры находились на втором месте. Надо сказать, что государственное всеобъемлющее руководство экономикой имеет в принципе большие возможности заставить производство развиваться в определённом направлении. Государство может способствовать решению макрозадач путём сосредоточения усилий на избранном направлении. Поворот к рынку в нашей стране поставил дилемму двух выборов: социалистического переустройства плановой экономике в сторону рынка на базе общественных форм собственности, или отказа от последних, глобальной приватизации и регресса к капиталистической модели. Однако независимо от этого при любой рыночной модели возникает вопрос о роли государства в экономике, необходимость его воздействия на хозяйственную деятельность автономных предпринимателей, основаниях и пределах допустимого государственного вмешательства в неё.

Одной из форм государственного предпринимательства являются казённые предприятия.

Казенными" называются предприятия (заводы, фабрики, хозяйства), принадлежащие "казне", то есть государственные предприятия.

Они находятся под прямым государственным управлением по вопросам производства   (директивное   планирование,  задания),  политики  цен, финансов, материального стимулирования персонала. Казенные предприятия не вправе  отказаться от заключения государственного  контракта на поставку товаров для государственных нужд. Соответственно они обязаны заключать  конкретные договоры с организациями - потребителями товаров или услуг. Имущество  казенного предприятия закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Одновременно  государство  принимает  на  себя ответственность по обязательствам  этой  категории предприятий и оказывает им необходимую финансовую  помощь,  защищает  от банкротства, предоставляет льготы по госзакупкам   и   др.   Следовательно, рассматриваемые   предприятия представляют собой фактически бюджетные организации и исключаются из рыночной системы ведения хозяйства, хотя и испытывают определенное ее влияние. Нормальное функционирование    казенных предприятий поддерживается жесткой дисциплинарной ответственностью, но едва ли они смогут претендовать на достаточно высокую экономическую эффективность.  Расходы  по  их  содержанию  составят  весомую  часть государственного бюджета.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37, 38



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.