3 Коэффициент текущей ликвидности - это обобщающий показатель, который определяется как отношение всех оборотных средств к текущим обязательствам:
В общем случае коэффициент текущей ликвидности означает сколько раз можно покрыть краткосрочные обязательства, если ликвидировать все мобильные активы.
К числу критериев для оценки ликвидности можно отнести и показатель собственного оборотного капитала или, как его еще называют, работающего капитала. Он определяется как разность между текущими активами и текущими пассивами предприятия.
Предприятие ликвидно до тех пор, пока текущие активы превышают текущие пассивы, иными словами, пока оно обладает собственным оборотным капиталом. При этом минимальная величина собственного оборотного капитала должна быть не меньше величины краткосрочных обязательств.
Оценка ликвидности ГУП «Желдорэкспедиция» за 1999 год представлена в приложении 14.
По данным таблицы коэффициент абсолютной ликвидности = 0, что не соответствует нормативному значению, то есть предприятие не способно погасить свои срочные обязательства за счет денежных средств и других краткосрочных финансовых вложений.
По данным таблицы следует вывод, что предприятие можно считать условно ликвидным при условии активного погашения дебиторской задолженности, замедляющей оборачиваемость средств и снижающей коэффициенты ликвидности до уровня ниже нормативного.
В финансовые результаты «Желдорэкспедиции» свой вклад вносит и организованный в ее структуре отдел таможенных услуг, т.е. таможенный брокер. Как показано в приложении 15, каждый из четырех декларантов, работающих в отделе, за год увеличил объемы прибыли, приносимой предприятию. Этот рост обусловлен тем, что предприятия-участники внешнеэкономической деятельности, которые ранее пользовались услугами декларантов, числящихся в штате, или прибегали к услугам других таможенных брокеров, стали обращаться за помощью в декларировании и прохождении таможенных процедур к декларантам таможенного брокера «Желдорэкспедиция». Произошло это потому, что данное предприятие обладает значительным преимуществом перед конкурентами, а именно: имеет собственный склад временного хранения, что значительно снижает стоимость услуг по размещению груза на период таможенного оформления.
Обобщая результаты проведенного анализа можно сказать, что в 1999 году финансовое состояние предприятия «Желдорэкспедиция» было относительно устойчиво. Несмотря на близкие к критическим показатели, предприятию удалось сохранить стабильность и даже достичь некоторого роста. В течение года наблюдался прирост чистых активов, говорящий о том, что предприятие имеет надежную базу для привлечения инвестиций. Кроме того, произошел прирост ликвидных активов, и, несмотря на то, что обусловлено это, отчасти увеличением дебиторской задолженности, этот факт так же свидетельствует об увеличении ликвидности предприятия. В основном, обязательства предприятия обеспечиваются за счет собственных средств, о чем говорит коэффициент автономии, значение которого находится в допустимых пределах, но привлекает внимание рост кредиторской задолженности в течение анализируемого периода, что ослабляет финансовую устойчивость предприятия. Не следует упускать из внимания и наличие задолженности по отгруженным товарам и услугам, говорящей о нарушении финансовых взаимоотношений с контрагентами, наличие дебиторской задолженности тормозит развитие предприятия, так как средства, которые могли бы быть использованы для получения прибыли изъяты из оборота. Кроме того, настораживает уровень коэффициента текущей ликвидности, который ниже нормативного значения, чтобы не оказаться в кризисном состоянии предприятию необходимо разработать меры по повышению ликвидности. Для укрепления своего финансового состояния предприятию, в первую очередь, необходимо разработать меры по устранению дебиторской задолженности и по ускорению оборачиваемости оборотных средств.
Деятельность современных таможенных брокеров должна, в скором будущем, произвести своего рода революцию на рынке таможенных услуг. На смену тысячам старых декларантов придут лишь несколько сотен новых брокерских структур. На первоначальном этапе в некоторых районах может даже возникнуть некий вакуум, когда не брокер ищет для себя клиентов, а клиенты сами становятся в очередь к брокеру.
Однако такой вакуум достаточно быстро заполнится, поскольку многие солидные предпринимательские структуры в принципе готовы получить лицензии, даже с учетом больших финансовых затрат.
Главная же проблема заключается в том, что старые декларанты, так называемые «черные брокеры», не спешат сдавать свои позиции. Возникает противоестественная конкуренция, в которой легальные брокеры пока проигрывают. Преимущество действующих уже фактически нелегально декларантов на договорной основе заключается в том, что хотя они и перекладывают всю ответственность за свои действия на лицо, перемещающее товары, при этом их услуги стоят значительно дешевле.
Национальная ассоциация таможенных брокеров, представляя интересы легальных предпринимательских структур в сфере таможенного дела, даже направляла обращение на имя председателя Государственного Таможенного Комитета РФ с просьбой принять самые жесткие административные меры, в том числе и правоохранительного характера, направленные на «отсечение» от таможенного оформления «черных брокеров».
ГТК России, также понимая необходимость наведения строгого порядка в сфере брокерских услуг, издал ряд правовых актов по данному вопросу.
В распоряжении ГТК России от 17.08.99 № 01-14/994 «Об упорядочении работы таможенного органа с декларантами товаров и транспортных средств»[6] содержится предписание таможенным органам при приеме ГТД и иных документов устанавливать и фиксировать сведения о физических лицах – представителях декларанта, об их полномочиях по таможенному оформлению, а также определять существующие между такими лицами и организацией, ввозящей-вывозящей товары, отношения трудового или гражданско-правового характера.
Дело в том, что помимо таможенных брокеров полномочиями по декларированию товаров, несомненно, обладает и сама организация, перемещающая товары и транспортные средства через таможенную границу, в связи с чем, представители «черных брокеров» стали выдавать себя за сотрудников таких организаций.
Приказом ГТК России от 1 октября 1999 г. № 665 «О мерах по упорядочению деятельности в сфере оказания услуг по таможенному делу»[7] предусмотрено:
1. Организации, имеющие свидетельства таможенных органов РФ или бывшего СССР о признании в качестве декларанта, и их работники неправомочны осуществлять декларирование товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, а также совершать иные операции по таможенному оформлению в качестве декларанта на основе договора;
2. Таможенные органы в соответствии со ст. 181 ТК РФ должны запретить организациям, не являющимся таможенными брокерами и их работникам осуществлять коммерческую деятельность, связанную с оказанием услуг по проведению операций по основному таможенному оформлению в зонах таможенного контроля;
3. Владельцам складов временного хранения (СВХ) и таможенных складов (ТС) следовало до 1 января 2000 года расторгнуть договоры о сдаче в аренду либо передаче в пользование или владение иным способом помещений декларантам на договорной основе.
Наряду с этим руководство ГТК РФ продолжает ужесточать требования к легальным предпринимательским структурам, стремясь, с одной стороны, повысить уровень и качество предоставляемых ими услуг, а с другой – сделать их деятельность совершенно прозрачной и управляемой.
Существует необходимость в наведении порядка в другом коммерческом секторе таможенной инфраструктуры – в сфере деятельности складов временного хранения (СВХ) и таможенных складов (ТС). Правом осуществления деятельности в качестве таможенного брокера должны обладать только те организации, которые имеют на своем балансе склад временного хранения, и наоборот, все владельцы складов временного хранения должны получить лицензию таможенного брокера. Таким образом система размещения товара и его декларирования будет «закольцована». Председателем ГТК России уже предпринимаются конкретные шаги к решению этого вопроса.
Существует также проблема, связанная с тем, что в силу различных причин, организации не очень охотно, на данном этапе приобретают лицензии таможенного брокера. Слишком большие деньги нужно заплатить, чтобы стать таможенным брокером. Чтобы решить этот вопрос таможенные органы разработали предложение по снижению размеров обеспечения деятельности таможенного брокера с 50% (по ныне действующему положению) среднеквартальной суммы таможенных платежей, содержащейся в его бизнес-плане, т.е. портфеле заказов, с которыми брокер работает в течение определенного времени, например года, до 25%.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33