Вторая группа каналов финансирования рынка - каналы косвенного финансирования. При таком финансировании средства проходят через финансовых посредников, которые занимаются этим профессионально. Примером финансового посредника может быть банк, страховая компания, взаимный фонд.
Следующий элемент нашей схемы - государство, или, как мы его назвали, правительство. Под правительством здесь понимается вся совокупность госучреждений в качестве единого целого правительства. Таким образом “объединенный” государственный сектор взаимодействует с остальными сегментами экономической системы через расходы на госзакупки (они обозначены просто словом госзакупки), госзаймы и через чистые налоги. Поскольку нас интересуют чистые налоги, то необходимо прояснить, из чего складываются чистые налоги. Налоговые поступления в госбюджет превосходят величину потока денежных средств , выходящих из сектора семейных хозяйств, поскольку правительство возвращает часть полученных средств в виде трансферных платежей, к числу которых относятся государственный пенсии, компенсации, пособия, которые не являются платой за какие-либо текущие трудовые услуги, покупаемые государством в лице правительства. Кстати, замечу, что для простоты схемы часто не указывается поток налогов от фирм правительству. Вместо этого предполагается, что фирма отдает всю свою прибыль ее собственникам, а уж потом семейные хозяйства - собственники выплачивают часть этой прибыли государству через налоги. Далее необходимо рассмотреть государственные, или правительственные расходы. Они тоже в свою очередь делятся на две категории - трансферные платежи и расходы на госзакупки товаров и услуг. Расходы на госзакупки включают в себя зарплату государственных служащих, а также и собственно расходы на товары и услуги, покупаемые для обеспечения работы госучреждений. На нашей схеме поток денежных средств, выражающий расходы на госзакупки идет от правительства только к рынку продуктов, хотя на самом деле такие расходы на госзакупки, как зарплата идут прямо к рынку ресурсов. Однако это упрощение практически не влияет на общую картину. Последний способ взаимодействия правительства с остальными секторами экономической системы - госзаймы. Поскольку обычно сегмент экономической системы, который мы называем правительством, тратит больше средств, чем получает через налоги, то возникает необходимость в механизме финансирования возникающего дефицита, и происходит это покрытие через государственные займы. При наличии бюджета, в котором налоги превышают суммарные расходы правительства, государство выплачивает госзаймы, которые оно взяло у граждан ранее. Примером такого госзайма может служить выпуск российским правительством облигаций государственного займа в конце сентября - начале октября 1995[5] года.
Следующие потоки, которые мы рассмотрим - экспорт, импорт и чистый приток капиталов. Экспорт на нашей схеме - расходы иностранных экономических систем (ИЭС) на приобретение товаров и услуг, произведенных в “нашей” экономической системе. Здесь есть некоторая неточность в нашей схеме, поскольку ИЭС покупают не только произведенные товары, но и ресурсы “нашей” экономической системы. Также имеют место быть случаи международного посредничества, когда ИЭС покупают продукты, произведенные в других ИЭС, но которые были ранее куплены “нашей” системой. Импорт на нашей схеме - расходы семейных хозяйств на покупку товаров, произведенных в ИЭС. Здесь опять есть упрощение, поскольку закупки иностранных товаров ведут не только семейные хозяйства, но и фирмы, и правительство. Но все же крупнейшим потоком является расходы на импорт семейных хозяйств, поэтому в данной схеме отражен только этот поток. Чистый приток капитала - разница между суммарным объемом займов у ИЭС и суммарным объемом инвестиций ИЭС в “нашу” систему. Примечательно, что в экономической системе, характеризующейся наличием чистого экспорта (экспорт превышает импорт), должен наблюдаться чистый отток капитала. Соответственно в экономической системе чистого импорта чаще всего наблюдается чистый приток капитала.
Итак, мы рассмотрели все взаимосвязи на классической теоретической модели экономической системы кругооборота доходов и продуктов. Однако необходимо определить экономически и математически такие основные понятия, как национальный продукт и доход.
· Национальный продукт, есть оценка суммарной стоимости всех готовых товаров и услуг, произведенных в экономической системе. В национальный продукт не включается суммарная стоимость промежуточных товаров, дабы избежать двойного счета, так как в стоимость готовых товаров и услуг уже включена стоимость промежуточных товаров.
Национальный продукт = C + I + G + (X - M),
где C - потребление , I - инвестиции , G - госзакупки , X - экспорт , M - импорт.
· Национальный доход , представляет собой суммарный доход, полученный семейными хозяйствами, включая всю заработную плату, ренту, процентные выплаты и прибыль. Формулой для определения НД будет :
НД = ВНП - косвенные налоги - амортизация.
Национальный доход[6] = С + T + S,
где С - потребление, Т - чистые налоги, S - сбережения.
· Валовый Внутренний Продукт (ВВП) является обобщающим экономическим показателем, который выражает в рыночных ценах совокупную стоимость товаров и услуг, созданных внутри страны, и только с использованием факторов производства данной страны. Проще это можно сказать следующим образом: ВВП есть сумма добавленных стоимостей во всех сферах экономики. Формулой определения ВВП будет :
ВВП = ВНП - Чистый Экспорт.
· Чистый Национальный Продукт (ЧНП) - это созданный валовый национальный продукт за вычетом той части созданного продукта, которая необходима для замещения средств производства, изношенных в процессе выпуска продукции (амортизационные отчисления). Формулой для определения чистого национального продукта будет:
ЧНП = ВНП - Амортизация.
Кстати, исходя из равенства национального дохода и национального продукта - основного свойства кругооборота - можно сделать вывод:
C + I + G + (X - M) = C + T + S.
Для чего же используются эти величины. Их используют для планирования экономической политики. Об этом я расскажу в следующей главе.
Итак, мы видим, что экономическая система - вещь комплексная, имеющая сложные взаимосвязи. Также очевидно, что возможно регулирование работы этой системы посредством регулирования потоков. Главный субъект, регулирующий эти потоки - правительство. Оно может различными действиями влиять на величину номинального национального дохода, а также на ту ступень, в которой изменения номинального дохода и продукта принимают форму изменений реальных величин или изменений уровня цен.
Одним из источников государственного влияния на процесс кругооборота является фискальная (налогово-бюджетная) политика, то есть политика, относящаяся к налогам и государственным расходам. Увеличивая чистые налоги, правительство может увеличить и объемы денежных средств, изымаемых у семейных хозяйств. Семейные хозяйства в свою очередь, в этой ситуации вынуждены урезать либо сбережения, либо расходы на потребление, либо и то, и другое. В любом случае уменьшится национальный продукт. Снижение чистых налогов положительно влияет как на рост сбережений, так и на рост потребительских расходов, что влечет за собой рост национального продукта. Также важную роль играют госзакупки. Их рост стимулирует рост национального продукта, и наоборот. Второму средству государственного регулирования я уделю наибольшее внимание в следующих главах, поскольку это средство наиболее действенно по отношению к инфляции. Это средство - денежно-кредитная политика (монетарная политика). В это понятие включаются все действия правительства, влияющие на количество денег в обращении. Эта политика имеет огромное влияние на всю экономическую систему потому, что из уравнения обмена MV=PY очевидно, что изменение количества денег в обращении повлиять по меньшей мере на одну, а, возможно, и на большее число оставшихся переменных: на скорость обращения денег, на уровень цен или на реальный национальный продукт.
Но все же возникает вопрос, а зачем государству вообще регулировать экономику, когда она сама по себе будет прекрасно существовать?
Во-первых, государству необходимо вмешиваться в экономику хотя бы для того, что бы существовать, ведь государство в основном существует за счет налогов. Конечно можно задать вопрос, а зачем нам нужно государство? Оно полезно уже тем, что оно пытается защитить права граждан, а на это нужны деньги.
Во-вторых, государство должно обеспечивать экономику деньгами, и должно регулировать денежную массу.
В-третьих, оно координирует производство общественных благ, таких, как, например, дороги, дамбы, мосты и т.д.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14