Рефераты. Денежные аспекты инфляционного процесса в России

            Также вышеупомянутый тип людей, привыкший к установленной зарплате, не использует такой принцип, как разделение труда. Например таксист, работающий на себя до сих пор проводит все выходные на даче, выращивая картошку, хотя за то же время, работая по специальности, он смог бы получить достаточно для покупки картошки и еще бы осталось денег для чего-то другого.

13. Недостаточность спроса на продукцию отечественных предаприятий. Производство в России сокращается и из-за того, что при отсутствии сложившихся частных рынков предприятия не в состоянии заменить частными заказами государственные. Ни частный потребительский, ни частный инвестиционный спрос не оказываются эффективными с этой точки зрения. Правительство могла бы стимулировать подъем через  восстановление в прежнем объеме госзаказа, но оно против такого решения, потому что это восстановит административно-командное планирование.

 

            Итак, мне кажется, что я в основном перечислил и раскрыл основные причины инфляции в России. Теперь будет правомерным вопрос классика  , который задавали люди на протяжении тысячелетий:“Что делать?”


9. Âàðèàíòû àíòèèíôëÿöèîííîé ïîëèòèêè.

            Реакция государства на разросшуюся инфляцию двоякая:

·       Формирование условий наименее болезненной адаптации населения к инфляции.

·       Выработка системы мер, способных противостоять инфляции.

В последнем случае государство пытается погасить негативные экономические эффекты, связанные с инфляцией, например затормозить вызванное инфляцией падение курса национальной валюты или усилить заинтересованность бизнеса в инвестировании, которая подавлялась ранее нарастанием цен. Одновременно со смягчением последствий от инфляции должна быть продумана система мер, гасящих источники инфляции.

            Как я уже говорил, умеренная инфляция до 10% в год не считается опасной, поэтому современные правительства в этом случае выбирают тактику непротивоборства с ней, пытаясь заглушить негативные последствия для населения.

            При сильной инфляции, имеющей место в России, погасить которую за короткий срок невозможно, государство вынуждено оценить величины ожидаемых потерь из-за ухудшения рыночной конъюнктуры. Эти потери в значительной степени несут потребители, у которых снижается жизненный уровень. Поэтому правительство обычно проводит политику амортизации ударов инфляции. Она включает два направления:

·       индексация доходов

·       компенсация потерь от инфляции.

Коэффициент индексации должен строиться с учетом темпов инфляции. Поскольку инфляция не прекращается, а наоборот ускоряется по мере принятия подобных мер[35],  то индексацию время от времени приходится повторять. Достоинством адаптивной политики является краткосрочное снижение социальной напряженности, создание предела падения жизненного уровня. Но достигаются эти результаты тяжелой ценой.  Сильно затягивается период выхода из инфляционной волны. Как уже говорилось, компенсации проводятся в государственном секторе за счет бюджета, а поскольку сейчас практически вся Россия все еще “государственный сектор”, то дефицит бюджета все усиливается. Причины инфляции не устраняются, а сглаживаются лишь ее последствия, да и то временно.

            Настоящая борьба с инфляцией имеет место быть лишь тогда, когда снимаются вызвавшие ее причины. Как уже было сказано, инфляция связана с деформациями на товарных и денежных рынках, которые приводят к устойчивому превышению совокупного спроса над совокупным предложением. Поэтому антиинфляционная политика государства должна обязательно включать два блока:

1.    Регулирование совокупного спроса и

2.    Регулирование совокупного предложения.

            Вообще, как я уже упоминал, существует два направления антиинфляционной политики : кейнсианское и монетаристское.

Сейчас наиболее разработанным и эффективным считается монетаристское направление, и ему следует Российское правительство.

            Однако сделаем  маленькое отступление и разберемся с кейнсианскими представлениями.


 

9.1 Êåéíñèàíñêàÿ àíòèèíôëÿöèîííàÿ ïîëèòèêà.

            Кейнсианцы считают, что поднять уровень предложения можно, создав эффективный спрос, который для предпринимателей должен стать внешней активизурующей силой. Другим рычагом роста предложения должны стать дополнительные инвестиции, подстегнутые дешевым кредитом. Эффективный спрос правительство создает тем, что оно предоставляет крупным частным фирмам весомый государственный заказ. Фирмы, связанные со смежниками,  дают им тоже соответствующие заказы. В результате создается мультипликационный эффект, приводится в движение большой комплекс предприятий. Спад сокращается, безработица снижается. Предложение, подстегнутое заказами и дешевыми кредитами, растет, что приводит в конечном счете к падению цен, к сокращению инфляции. Однако в России такой способ наверняка не сработает. Основная причина  на мой взгляд - неразвитость частного сектора. Проще говоря, вряд ли найдутся такие крупные частные фирмы, которые смогли бы “поднять” такой государственный заказ.

            Также неприятной особенностью кейнсианских рецептов является углубление бюджетного дефицита. Государственный заказ частному бизнесу представляет собой дополнительный государственный расход. Общественные работы, которые Кейнс рекомендовал в качестве условия выживаемости для безработных, также становились дополнительными расходами.

            Дефицит государственного бюджета, как неизбежное следствие кейнсианских программ, ни в коем случае не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Последняя - самая разрушительная форма инфляции, так как мгновенно распространяется и имеет самый большой спектр действия. Кейнс считал целесообразным другой путь - прибегнуть к государственным займам, которые можно будет погасить в дальнейшем, когда страна переборет экономические болезни, а заодно и уменьшить денежные запасы населения и немного сократить денежную массу, однако большого сокращения от этого не последует, так как население все равно получит свои деньги назад через зарплату за общественные работы, финансируемые правительством из этих займов.

            Теперь вернемся к монетаристам и рассмотрим их позиции.

 

9.2 Ìîíåòàðíàÿ ïðîãðàììà áîðüáû ñ èíôëÿöèåé.

            Монетаристские антиинфляционные концепции появились несколько позже, когда кейнсианское регулирование экономики было достаточно апробировано.

            Монетаристы во главе с Милтоном Фридманом обратили внимание на то, что кейнсианские рецепты не дают кризису до конца выполнить свою очищающую функцию - освободить на какой-то срок экономику от хозяйственных диспропорций и восстановить в стране экономическое равновесие. Поэтому страна, следуя кейнсианской политике, досрочно выходит из кризиса, но при этом старые диспропорции в значительной степени сохраняются. В дальнейшем на них накладываются новые , и страна за сравнительно короткий срок вновь вползает в кризис и инфляцию. Поэтому, наверное, кейнсианцы причины инфляции до конца убрать не могут.

            Милтон Фридман считает, что инфляция есть чисто денежный феномен и развязан он неграмотным вмешательством государства в ход экономических процессов. В условиях дефицита государственного бюджета, последний нельзя перегружать. Надо искать рецепты, которые не требовали бы от государства дополнительных расходов. Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляционном блоке, связанном с ростом предложения, который не требовал бы дополнительного финансирования.

            Для этой цели они рекомендуют продавать все, что только можно - ресурсы, информацию и так далее. Вести решительное наступление на монополизм в экономике, поощрять мелкий и средний бизнес. Если в стране большой государственный сектор, то необходима разумная приватизация. Рынки следует либерализовать , убрать всяческие барьеры притоку капиталов.

            Безусловно, факторы, воздействующие на рост предложения, должны дать эффект не сразу, а по истечении довольно значительного срока. Поэтому процесс подтягивания предложения относится к  долгосрочной антиинфляционной стратегии. Самое мощное наступление на инфляцию связано у монетаристов с ограничением спроса. Эти меры быстро ударят по инфляционной волне, поэтому использование этого блока относится к мерам тактического свойства.

 

            Сократить спрос можно при помощи денежной реформы конфискационного плана. Ее цель - уменьшить количество денег у населения. Это сразу значительно сократит спрос. Такое действие относится к самым радикальным, но сильным средствам. Но возможны и не столь радикальные меры, уменьшающие возможность населения предъявлять спрос. Это замораживание  сбережений, которое снижает уровень их ликвидности, поощрение покупок недвижимости и драгоценностей. В этом случае  сбережения не должны усиливать давление спроса на потребительском рынке.

            Сокращение совокупного потребительского спроса связывается с уменьшением бюджетного дефицита, прежде всего за счет освобождения от чрезмерных социальных программ и поддержания дотациями и субсидиями неэффективного производства.

            Итак, задействовано два антиинфляционных блока: стимулирование совокупного предложения и сокращение совокупного спроса.

            Монетаристы считают, что меры, сдерживающие спрос, тяжело переносятся населением. Поэтому антиинфляционная программа должна дать эффект за относительно небольшой срок, иначе она станет слишком изнурительной.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.