|
2.00 |
2.00 |
2.00 |
2.00 |
2.00 |
|
Переменные накладные затраты |
22,400 |
51,200 |
57,600 |
30,400 |
161,600 |
|
Постоянные накладные затраты |
60,600 |
60,600 |
60,600 |
60,600 |
242,400 |
|
Итого накладных затрат |
83,000 |
111,800 |
118,200 |
91,000 |
404,000 |
|
Амортизация |
15,000 |
15,000 |
15,000 |
15,000 |
60,000 |
|
Оплата накладных затрат |
68,000 |
96,800 |
103,200 |
76,000 |
344,000 |
Исходя из планируемого объема затрат прямого труда и норматива переменных накладных затрат планируются суммарные переменные накладные издержки. Так, в первом квартале при плане прямого труда 11,200 часов при нормативе 2 грн./час сумма переменных накладных затрат составит 22,400 грн. Постоянные издержки в соответствии с исходными данными составляют 60,600 грн. в месяц. Таким образом, сумма накладных издержек в первом квартале составит по плану 83,000 тыс. грн. Планируя денежную оплату за накладные издержки, из общей суммы накладных издержек следует вычесть величину амортизационных отчислений, которые не являются денежным видом издержек, т.е. за амортизацию предприятие никому не платит.
Оценка себестоимости продукции необходима для составления отчета о прибыли и оценки величины запасов готовой продукции на складе на конец планового периода. Себестоимость складывается из трех компонент: прямые материалы, прямой труд и производственные накладные издержки. Расчет себестоимости для рассматриваемого примера продемонстрирован в табл. 10.
Табл10. Расчет себестоимости единицы продукции
Статьи
Количество
Затраты
Всего
Затраты на единицу продукции:
основные материалы (кг)
5
0.60
3.00
затраты прямого труда
0.8
7.50
6.00
накладные затраты
0.8
5.00
4.00
Себестоимость единицы продукции
13.00
Первые две компоненты себестоимости определяются с помощью прямого расчета. В частности, если на единицу продукции приходится 5 кг. сырья по цене 60 коп. за один килограмм, то компонента прямых материалов в себестоимости единицы продукции составляет 3 грн. Для оценки величины накладных издержек в себестоимости единицы продукции следует сначала “привязаться” к какому-либо базовому показателю, а затем рассчитать эту компоненту себестоимости. Поскольку переменные накладные издержки нормировались с помощью затрат прямого труда, суммарные накладные издержки также будем “привязывать” к затратам прямого труда. Необходимо оценить полные, а не только переменные, накладные издержки. Для этого сопоставим общую сумму накладных издержек за год (она была рассчитана в табл. 2 и составляет 404,000 грн.) с общей суммой трудозатрат (80,800, как это следует из табл. 23). Нетрудно установить, что на один час прямого труда приходится 404,000/80,800 = 5 грн. накладных затрат. А поскольку на единицу продукции тратится 0.8 часа, стоимость накладных затрат в единице продукции составляет 5х0.8=4.0 грн., что и отмечено в табл. 25.
Суммарное значение себестоимости единицы продукции составило по расчету 13 грн. Теперь несложно оценить величину запасов готовой продукции в конечном балансе предприятия. Поскольку финансовый менеджер запланировал 3,000 остатков готовой продукции на конец года, в балансе предприятия на конец года в статье товарно-материальные запасы готовой продукции будет запланировано 39,000 грн.
Бюджет административных и маркетинговых затрат. Данный бюджет составляется с помощью такого же подхода, что и бюджет производственных накладных издержек. Все издержки разделяются на переменные и постоянные. Для планирования переменных издержек в качестве базового показателя используется объем проданных товаров, а не затраты прямого труда, как это было ранее. Норматив переменных затрат составляет 1.80 грн. на единицу проданных товаров. Постоянные накладные затраты переносятся в бюджет буквально так, как они представлены в исходных данных. Окончательный вид бюджета содержится в табл. 11
Табл. 11. Бюджет административных и маркетинговых издержек
Квартал 1
Квартал 2
Квартал 3
Квартал 4
За год
Ожидаемый объем продаж (шт.)
10,000
30,000
40,000
20,000
100,000
Переменные на единицу продукции (грн.)
1.80
1.80
1.80
1.80
1.80
Планируемые переменные затраты (грн.)
18,000
54,000
72,000
36,000
180,000
Планируемые постоянные затраты
Реклама (грн.)
40,000
40,000
40,000
40,000
160,000
Зарплата управляющих (грн.)
35,000
35,000
35,000
35,000
140,000
Страховка (грн.)
-
1,900
37,750
-
39,650
Налог на недвижимость (грн.)
-
-
-
18,150
18,150
Итого постоянных затрат (грн.)
75,000
76,900
112,750
93,150
357,800
Всего планируемые затраты (грн.)
93,000
130,900
184,750
129,150
537,800
В методическом смысле данный бюджет не вызывает проблем. Сложнее всего обосновать конкретные суммы затрат на рекламу, зарплату менеджмента и т.п. Здесь возможны противоречия, так как обычно каждое функциональное подразделение старается обосновать максимум средств в бюджете. В то же время, бюджет всего может “не выдержать”, говорят “бюджет не резиновый”. Методическая проблема состоит в том, как оценить результат бюджета для различных вариантов объемов финансирования всех функциональных подразделений предприятия. Здесь на помощь приходит сценарный анализ, который, исповедуя по существу идеологию гибкого планирования, рассматривает возможные варианты бюджета для различных составляющих финансирования. Из всех вариантов выбирается тот, который наиболее приемлем исходя из стратегии руководства предприятия.
Плановый отчет о прибыли. Ранее отмечались два базиса планирования предприятия: ресурсный базис и денежный базис. В рамках ресурсного базиса происходит планирование прибыли предприятия, наличие которой является необходимым условием способности предприятия генерировать деньги. Отчет о прибыли вставлен в общую систему именно для целей проверки этого необходимого условия. Помимо этого, в отчете о прибыли оценивается величина налога на прибыль, которая затем используется в составе отчета о движении денег. Отчет о прибыли для рассматриваемого примера помещен в табл. 12.
В этом отчете выручка от реализации получается путем умножения общего объема продаж за год (100,000 единиц продукции) на цену единицы продукции. Себестоимость реализованной продукции определяется путем умножения рассчитанной в табл. 25 себестоимости единицы продукции на суммарный объем проданной продукции. Общие и маркетинговые затраты были рассчитаны в табл. 26.
Табл. 12. Плановый отчет о прибыли (без дополнительного финансирования)
Выручка от реализации продукции
2,000,000
Себестоимость реализованной продукции
1,300,000
Валовая прибыль
700,000
Общие и маркетинговые затраты
537,800
Прибыль до процентов и налога на прибыль
162,200
Проценты за кредит
-
Прибыль до выплаты налогов
162,200
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.