2. Другим возможным объяснением является инертность покупателей. Однажды переключившись на потребление нового продукта, покупатель скорее всего в дальнейшем откажется от потребления старого продукта. Инертность может быть вызвана как высокими издержками, связанными с переходом от потребления одного товара к потреблению другого, так и длительностью принятия управленческих решений в компаниях или стремлением к более легкому решению проблем. Особенно уместно говорить об инертности в промышленном маркетинге.
На сегодняшних рынках стало все труднее добиваться лидерства, действуя постепенно, шаг за шагом в рамках традиционной технологии. Каждая новая рыночная атака компании, как правило, заранее просчитывается и без промедления отражается конкурентами, стремящимися защитить свою долю рынка. Только в случае использования компанией новой технологии в широком смысле слова — будь то новые маркетинговые стратегии или нестандартное использование маркетинговых инструментов — есть смысл пытаться приобрести лидерство на рынке, и в этом случае необходимо действовать как можно быстрее. Только при таких условиях могут быть заранее предвосхищены действия конкурентов, пытающихся нейтрализовать первые решительные шаги компании. Для инициирования гистерезиса должны совпасть во времени несколько факторов.
Благоприятная внешняя ситуация, которую компания должна обнаружить и правильно истолковать на ранней стадии.
Компании следует предпринять необычные, новаторские действия для того, чтобы вызвать удивление и замешательство у конкурентов и, тем самым, предотвратить или отсрочить их ответную реакцию. Система управления компанией должна быть достаточно гибкой, с тем, чтобы в случае отсутствия положительного результата или возникновения неблагоприятной для компании реакции конкурентов без промедления изменить тактику, а если это необходимо, и стратегию.
Быстрый успех в привлечении новых покупателей вследствие гистерезиса необходимо подкреплять постоянно высоким качеством предоставляемой продукции или оказываемых услуг. Только это позволит компании длительное время удерживать клиентов. Таким образом, маркетинговая стратегия, учитывающая влияние гистерезиса, должна подразумевать стабильно высокую эффективность удовлетворения потребностей клиентов. Поскольку сохранять старых клиентов обычно легче, чем привлекать новых.
Практика показывает, что если ответные реакции компаний-конкурентов наступают с запозданием или не наступают вовсе, то последние подвергают себя отрицательному воздействию гистерезиса. Непременным условием избавления от негативного гистерезиса является хорошо отлаженная система мониторинга рынка и, в частности, конкурентов. Не менее важна и способность руководства компании быстро принимать и осуществлять радикальные изменения.
На основании сказанного можно сделать следующие выводы:
1. Гистерезис существует в маркетинге. На практике наблюдается как полный, так и частичный эффект гистерезиса.
2. Для появления гистерезиса необходимо сильное изменение в маркетинговом стимуле.
3. Возросшее влияние внешней среды или необычная ситуация на рынке благоприятствуют гистерезису.
4. Для появления гистерезиса требуется изменение нескольких маркетинговых инструментов, а не одного.
5. Движущим фактором возникновения гистерезиса является цена, тогда как, например, реклама не способна вызвать его.
6. Маркетинговая переменная, использованная компанией новаторски или в первый раз, может инициировать гистерезис.
7. Отсутствие или запаздывание реакции конкурентов может увеличить вероятность появления гистерезиса.
4.5. . «Дерево решений»: Построение, расчет затрат и доходов для различных форм предприятия
(Рисунок 8.)
Я покажу тебе дверь, но войти в нее придется тебе самому
( фильм Matrix )
Дерево имеет два типа вершин: квадратные вершины – решающие и круглые – случайные. В вершине 1, «решающей», расположенной на временной прямой в настоящем году, необходимо принять решение о строительстве предприятия. Вершины 2,3,4 являются случайными. Из них выходят ветви соответствующие различным значениям спроса – «высокому», «среднему» и «низкому». Считаем, что после строительства крупного предприятия принимать решение не потребуется. Затраты и прибыль будут определяться размерами спроса и издержками. Также не потребуется принимать решения в случае низкого спроса после строительства малого и среднего предприятий. А вот при среднем и высоком спросе мы выдели возможные варианты - расширение предприятия до размеров среднего или крупного (вершины 5,6,7,8). Каждому решению соответствуют три вероятности спроса – вероятности высокого, среднего и малого спроса на услуги автопредприятия. Разумеется здесь будут учтены лишь наиболее вероятные варианты.
1
Малое предприятие Крупное предприятие
Среднее предприятие
Рисунок 8.
Данные для расчета:
Средняя по отрасли цена строительства 390$ оборудование, 60$ работа итого - 450$ (с учетом на оптимистическое отклонение). Размер стандартного рабочего места 3,5 * 6,0 метров. В перспективе, предположим удорожание стоимости оборудования 4% в год, услуг 15% в год
В таблице 1. сведены затраты на строительство на первом этапе, и с учетом роста цен на строительство второй очереди, а также банковских процентов, для предприятий с соответствующим количеством рабочих мест.
Таблица 1.
На первом этапе
На втором этапе
Работа и оборуд.
Ежегодно по кредиту
Мал.предпр. 6 рабочих / мест
56700
25156
66775
29626
Ср. 12 р/мест
113400
50312
133550
59251
Ср. 18 р/мест
170100
75468
200325
88877
Крупн. 30 р/мест
283500
125780
333875
148129
Мы будем использовать эти данные для вычислений затрат на расширение предприятия. Один из вариантов заключается в возможности спустя три года расширить среднее предприятие до крупного (30 рабочих мест), т.е. к первоначально построенному автосервису достраивается среднее предприятие из 18 рабочих мест стоимостью 200235$. Альтернатива расширения мелкого предприятия до крупного эквивалентна стоимости двух средних предприятий по 12 рабочих мест общей стоимостью 2х133550$=267100$ и.т.д.
Далее составим таблицу (Таблица 2.) затрат в зависимости от количества рабочих мест, для того, чтобы выделить переменные и постоянные части затрат, и установить их значение в зависимости от спроса, а также изменения значений издержек спустя некоторое время (3 года) для различных решений о строительстве.
Таблица 2.
Оплата труда персонала с учетом ежегодного роста на 7% для прямой рабочей силы и на 4% для косвенной
Предприятие
Мелкое
Среднее
Крупное
Сейчас
Через 3 г.
6механиков
12 механиков
30 механиков
Механик
22500
27563
45000
55126
112500
137815
Налог
9000
11025
18000
22050
55125
Всего
31500
38588
63000
77176
157500
192940
2 приемщика
3 приемщика
4 приемщика
Приемщик
11256
12660
16872
18984
22512
25320
4500
5064
6744
7584
10128
15756
17724
23616
26568
31512
35448
2 оформителя
3 оформителя
4 оформителя
Оформитель заказ нарядов
5280
6000
7920
8916
10560
12000
2112
2400
3168
3564
4224
4800
7392
8400
11088
12480
14784
16800
1 мойщик
2 мойщика
3 мойщика
Мойщик
2640
3000
1056
1200
3696
4200
1 кассир
Кассир
2 контроллера
3 контроллера
4 контроллера
Контроллер качества
26586
2 уборщика
3 уборщика
4 уборщика
Уборщик помещений
3384
3816
5700
6768
7632
1356
1524
2028
2280
2712
3048
4740
5340
7092
7980
9480
10680
1 мастер
2мастера
3 мастера
Мастер
13500
15192
1800
3600
4056
5400
6084
6300
12600
14184
18900
21176
1 управляющий
Управляющий
7500
8436
3372
10500
11808
1 бухгалтер
2 бухгалтера
3 бухгалтера
Бухгалтер
21276
1 экономист
1экономист
Экономист
1 хронометрист
Хронометрист
Иные затраты (напрямую не связанные с персоналом) с учетом ежегодного роста платежей на 10% (Таблица 3.)
Добровольные и законодат. социальные выплаты
11250
14974
29948
56250
74869
Страхование предприятия
15972
24000
31944
60000
79860
Охрана предприятия
18750
24956
37500
49913
93750
124781
Почтовые расходы и телефон
9375
12478
46875
62390
Коммунальные платежи
65625
87346
131250
174693
328125
436734
Расходные материалы и инструменты
29947
59895
149737
Обслуживание оборудования
3750
4991
9982
Затраты на рекламации
4320
5750
8640
11500
21600
28750
Итого
147570
196416
295140
392832
737850
982079
Общая таблица постоянных издержек (Таблица 4.)
Процент по кредиту
Затраты на производственный персонал
Затраты на непроизводственный персонал
94637
122196
137453
164064
184549
Иные постоянные затраты (см табл. выше)
359267
539648
666712
1185194
1507697
Затраты на рабочее место
59878
44221
55559
39506
50257
Максимальная стоимость нормо\часа (для малого спроса)
66,5
49,1
61,7
43,9
55,8
Фонд рабочего времени для низкого спроса равен – 250 дней х 8 часов х 0,45 = 900 ч\РМ для среднего спроса – 250 дней х 8 часов х 0.65 = 1300 часов\РМ для высокого спроса – 250 дней х 8 часов х 0,85 = 1700 часов\РМ курс рубля к доллару = 32 руб.\долл. Затраты на рекламацию = 1% от объема работ 2 х 900 часов х 40 долл\час х 0,01 = 720 дол\РМ
Переменные затраты для разных интенсивностей спроса (Таблица 5.)
Для среднего спроса
Первый этап
Второй этап
Доп. затраты на производств. персонал
7875
10482
15750
20963
39375
54408
Дополнит. затраты на непроизводств. персонал
12620
16797
18329
24396
24610
32756
Дополнит. издержки от рекламации
1920
2555
3840
5111
9600
12778
Дополнит. издержки по иным расходам
4593
6114
9137
12228
25312
33690
27008
35948
47056
62698
98697
133632
Для высокого спроса
20964
41926
78750
104816
25240
33594
36658
48792
79220
65512
7680
10222
19200
25555
9187
18375
24457
50625
67382
54017
71627
94213
125397
197795
263265
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15