|
Опрос, арифметический расчет |
|||
1.3. |
Проверка закрытия результативных счетов |
Декабрь 2003 г. |
Проверка правильности отражения оборот по счету 90 «Продажи» |
Опрос, арифметический расчет прослеживание |
2. |
Аудит составления бухгалтерской отчетности |
2003 г. |
|
Прослеживание, опрос, арифметический расчет |
2.1. |
Проверка правильности составления бухгалтерского баланса (форма №1) |
2003 г. |
Альтернативный баланс |
Прослеживание, опрос, арифметический расчет, составление альтернативного баланса |
2.2. |
Проверка правильности составления отчета о прибылях и убытках (форма №2) |
2003 г. |
Сверка тождественности показателей формы №2 и главной книги |
Прослеживание, опрос, арифметический расчет |
2.3. |
Проверка правильности составления отчета о движении капитала (форма №3) |
2003 г. |
Сверка тождественности показателей формы №3 с данными главной книги |
Прослеживание, опрос, арифметический расчет |
2.4. |
Проверка правильностти составления отчета о движении денежных средств (форма №4) |
2003 г. |
Сверка тождественности формы №4 с главной книгой и журналами-ордерами №1 и №2 |
Прослеживание, опрос, арифметический расчет |
2.5. |
Проверка правильности составления приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5) |
2003 г. |
- |
Прослеживание, опрос, арифметический расчет |
3. |
Аудит взаимоувязки показателей отчетности |
2003 г. |
|
Сопоставление |
3.1. |
Проверка взаимоувязки показателей формы №1 и №3 |
2003 г. |
Взаимоувязка показателей формы №1 и формы №3 |
Сопоставление |
3.2. |
Проверка взаимоувязки показателей формы №1 и №4 |
2003 г. |
Взаимоувязка показателей формы №1 и формы №4 |
Сопоставление |
3.3. |
Проверка взаимоувязки показателей формы №1 и №5 |
2003 г. |
Взаимоувязка показателей формы №1 и формы №5 |
Сопоставление |
3.4. |
Проверка взаимоувязки показателей формы №3 и №5 |
2003 г. |
Взаимоувязка показателей формы №5 и формы №3 |
Сопоставление |
3.2. Оформление аудиторских доказательств
В соответствии с ФПСАД №5 [26] аудиторские доказательства - это информация, полученная аудитором при проведении проверки, и результат анализа указанной информации, на которых основывается мнение аудитора. К аудиторским доказательствам относятся, в частности, первичные документы и бухгалтерские записи, являющиеся основой финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также письменные разъяснения уполномоченных сотрудников аудируемого лица и информация, полученная из различных источников (от третьих лиц).
Годовая бухгалтерская отчетность является наиболее полной. Сведения, содержащиеся в годовой бухгалтерской отчетности, дают возможность проводить квалифицированный экономический анализ работы организации, вскрывать внутренние резервы, квалифицированно оценивть наметившиеся тенденции в развитии предприятия. На основании годовой отчетности разрабатывают мероприятия по дальнейшему совершенствоанию деятельноти организации.
Сотавлению годового отчета предшествуют определенные подготовительные работы. Кним прежде всего относится инвентаризация всех активов и обязательств организации: основных средств, материально-производственных запасов, денежных средств, дебиторской и кредиторской задолженностей. Аналогично и аудит начинается с проверки оформления результатов инвентаризации.
В соответствии с Законом РФ «О бухгалтерском учете» [4] проведение инвентаризаций перед составлением годовой бухгалтерской отчетности является обязательным.
Путем устного опроса работников бухгалтерии установлено, что на предприятии издается приказ председателя колхоза о проведении инвентаризации (приложение 22), в ктором указывается когда будет проводиться инвентаризация, кто входит в состав инвентаризационной комиссии. Результаты инвентаризации в СХПК «Мирный» оформляются актом инвентаризации (приложение 23), здесь же отражаются выяленные расхождения. Путем опроса также установлено, что комиссия начинает проверку фактического наличия имущества только после сдачи материально-ответственным лицом в бухгалтерию всех приходных и расходных документов под их расписку. В расписке перечисляются все сданные документы, а также указывается, что все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие – списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на покупку имущества и доверенности на его получение.
В ходе дальнейшей проверки выявлено, что при инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и другими дебиторами и кредиторами производится обмен выписками из счетов и все это отражается в документе «Список дебиторов по сотоянию на 31.12.2003г.» и «Список кредиторов по сотоянию на 31.12.2004г.» (приложения 24, 25).
Таким образом инвентаризация имущества и обязательств в СХПК «Мирный» проводится в соответствии с Федеральным законом [4]. Имеется только расхождение в первичных документах, которые организация применяет для оформления инвентаризации: если колхоз решил использовать свои формы первичной документации, то они должны быть указаны в учетной политике.
Результаты инвентаризции в СХПК «Мирный» следующие:
§ по основным сердствам, материально-производственным запасам, денежным средствам излишков и недостач не выявлено;
§ сумма дебиторской задолженности признана в размере 1 852 847,36 рублей;
§ сумма кредиторской задолженности признана в размере 1 028 425,46 рублей.
В ходе дальнейшей проверки определяется правильность закрытия операционных счетов.
В результате опроса работников бухгалтерии установлено, что к счетам, подлежащим закрытию в конце года относятся: 20/2 «Животноводство», 20/3 «Промышленные производства», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства». Счет 20/1 «Растениеводство» не закрывается и показывает сумму незавершенного производства на конец года. Очередность закрытия этих счетов следующая:
1. 20/3 списывается на затратные счета по установленным нормам, на готовую продукцию – при оприходовании, на стеа реализации - при продаже, на счета учета материалов – в случае получения из производства продукции, используемой на собственные нужды;
2. 23 списывается на затратные счета в зависимости от того, какие работы выполнялись (пропорционально тонна-километрам), на счета учета материалов – при получении продукции, используемой на собственные нужды, на счета реализации – при продаже;
3. 25 и 26 распределяются ежеквартально на растениеводство и животноводство, база распределения – сумма заработной платы, амортизации и текущего ремонта;
4. 29 списывается ежеквартально на счета 91 «Прочие доходы и расходы» и 99 «Прибыли и убытки»;
5. 20/2 списывается так: при оприходовании молока – на счет готовую продукцию, приплода и привеса – на счет 11 «Животные на выращивании и откорме»;
6. 20/1 списывается на счета учета материалов или реализации, но не полностью, так как в силу технологических особенностей здесь остается незавершенное производство.
Путем арифметического пересчета и прослеживания установлено, что бухгалтер правильно закрывает операционные счета и указывает суммы в журнале-ордере №10 (приложение 26) и главной книге (приложение 27). Оформляется рабочий документ – проверка закрытия операционных счетов (приложение 28).
На завершающим этапе была проверена правильность закрытия результативных счетов. Путем опроса работников бухгалтерии установлено, что счета 90 «Продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» списываются по истечении года на счет 99 «Прибыли и убытки». Была осуществлена проверка журнала-ордера №11 (приложение 29), сводной к нему (приложение 30), листка-расшифровки (приложение 31) и главной книги (приложение 27) на наличие в них одинаковых сумм по идентичным операциям. Кроме того при начислении выручки по кредиту счета 90 сумма указывается без НДС.
Таблица 7 - Проверка правильности отражения оборотов по счету 90
Хозяйственная операция
Дт
Кт
Сумма в журнале-ордере №11, руб.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.