Коэффициент Н7 ограничивает максимальный риск всех крупных кредитов. При этом крупным считается совокупная ссудная задолженность одного заёмщика или группы взаимосвязанных заёмщиков с учетом 50 % сумм забалансовых обязательств, превышающая 5 % собственного капитала кредитной организации. Этот показатель определяется в виде отношения суммы всех крупных кредитов, находящихся в портфеле банка, к объёму его собственного капитала. Критериальный уровень - в 1997 году - не более, чем в 10 раз, в 1998 году - 8 раз.
Впервые в банковской практике России Инструкцией № 1 введено регулирование максимального размера риска на одного кредитора (вкладчика) - показатель Н8. Этот показатель определятся в виде соотношения величины вклада или полученного кредита, полученных гарантий и поручительств данной кредитной организацией, остатков по счетам одного или связанных между собой кредиторов (вкладчиков) и собственных средств кредитной организации. Максимально допустимое значение устанавливается в размере 25%.
Коэффициенты Н9 и Н10 ограничивают максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставляемых банком своим участникам (акционерам).
Показатель Н9 отражает максимальный риск на одного акционера (пайщика) банка - рассчитывается в виде отношения совокупной суммы требований банка в рублях и иностранной валюте (в том числе и забалансовых) в отношении одного акционера (пайщика) к собственному капиталу банка. Не может превышать 20 %.
Показатель Н10 - максимальный риск на своих инсайдеров, т.е. физических лиц, являющихся или акционерами (имеют более 5 %акций), или директорами и членами совета, членами кредитного комитета и т.д. и имеющих или имевших ранее отношение к вопросам выдачи кредитов - определяется как отношение совокупной суммы требований (в том числе и забалансовых) кредитной организации в рублях и иностранной валюте в отношении одного инсайдера кредитной организации и связанных с ним лиц к собственному капиталу банка. Значение не может превысить - 2 %.
В целях усиления ответственности банков перед вкладчиками - физическими лицами ЦБ РФ ввёл показатель Н11, ограничивающий объём привлекаемых денежных вкладов (депозитов) населения суммой собственного капитала банка - рассчитывается как процентное соотношение общей суммы денежных вкладов (депозитов) граждан и величины собственного капитала банка. Максимально допустимое значение Н11 устанавливается в размере 100 % .
Впервые в России вводится показатель, ограничивающий долю использования собственного капитала банка для приобретения долей (акций) других юридических лиц (Н12) - рассчитывается в виде отношения размера инвестируемых и собственных средств кредитной организации. Под инвестированием понимается приобретение банком долей участия и акций других юридических лиц. Максимально допустимое значение Н 12 установлено в размере 25 %.
Для анализа ЦБ недостаточно наличия только экономических нормативов, поскольку основным их предназначением является регулирование деятельности коммерческих банков. Для целей более полного анализа ЦБР использует Инструкцию №17.
q Анализ общей финансовой отчетности - это отчетность коммерческого банка, используемая для ознакомления и анализа его деятельности Центральным банком, руководителями коммерческого банка, другими заинтересованными юридическими и физическими лицами, а также в дальнейшем - для открытой публикации [5, 6, 7, 8, 9, 15, 17, 18, 21, 22, 26, 37, 38, 39, 40].
Финансовая отчетность должна представлять своевременную, правдивую и точную информацию. Условия международной интеграции капиталов предъявляют определённые требования к финансовой отчетности, заключающиеся в необходимой унификации методов и подходов к её составлению, позволяющей сделать формы отчетов инвесторов и потенциальных получателей средств различных стран сравнимыми, сопоставимыми.
Первым существенным шагом на пути к решению проблемы совершенствования отчетности коммерческих банков Российской Федерации была разработка Рабочей группой ЦБ РФ по реформе бухгалтерского учета в коммерческих банках Временной Инструкции ЦБ РФ по составлению общей финансовой отчетности коммерческими банками от 24.08.93 года № 17 (далее - Инструкция № 17).
Цель Инструкции - создать коммерческим банкам новую форму общей финансовой отчетности, которая приблизит российские нормы бухгалтерского учета в банках к международным стандартам и практике, позволит банковским аналитикам проводить необходимый анализ (при опубликовании данных Инструкции № 17 будет создаваться обширная база для сопоставления результатов деятельности различных коммерческих банков); дать возможность лицам, заинтересованным в методах и результатах работы того или иного коммерческого банка, получить максимум доступной информации об интересующем финансовом учреждении.
Основополагающие правила составления общей финансовой отчетности (по Инструкции № 17). Представляемые формы отчетности обобщают информацию о ликвидности и платёжеспособности коммерческого банка. Такая информация необходима для определения способности банка своевременно выполнять свои финансовые обязательства. В этом отношении пояснительная записка к отчетам является особенно важной из-за содержащихся в ней описаний причин и следствий их взаимосвязи, сто обеспечивает полноту финансовой отчетности.
В формах отчетности также обобщается информация о рисках, связанных с активами и пассивами, учитываемыми на балансе коммерческого банка и за балансом.
Активы и пассивы должны быть оценены и отражены в отчетах разумно с достаточной степенью осторожности, чтобы не переносить уже существующие, потенциально угрожающие финансовому положению банка риски, на следующие периоды.
Правила оценки активов и пассивов должны применяться последовательно из года в год, т.е. коммерческий банк должен постоянно руководствоваться одними и теме же правилами бухгалтерского учета, кроме случаев существенных перемен в своей деятельности или в правовом механизме.
В отчетности должны отражаться доходы и расходы, относящиеся исключительно к отчетному периоду по мере их осуществления в нём, независимо от времени поступления платежей или средств по ним.
Вследствие этого, доходы и расходы, наращенные, но не полученные или не выплаченные до конца отчетного периода, или расчет по которым переносится на будущие периоды, должны учитываться в отчетности того периода, в котором они выявлены (например, в случае выдачи ссуды, по которой клиент оплачивает проценты на каждое двадцатое число, банк должен учесть на конец отчетного периода в своих доходах оставшуюся часть процентов с 20-го числа).
Финансовые отчеты должны достаточно ясными и подробными, чтобы избежать двусмысленности, правдоподобно отражать операции коммерческого банка и их влияние на его финансовое положение с необходимыми пояснениями в записках.
Вместе с тем, Инструкция № 17 не лишена ряда недоработок: в неё не внесены все изменения, предусмотренные мировыми стандартами и необходимые для составления российскими банками отчетов, полностью приведённых в соответствие с мировой практикой.
Во-первых, Инструкцией не учтено влияние инфляции на финансовые показатели деятельности банков, содержащиеся в их отчетности. А это очень важно для России, поскольку в условиях инфляции, сложившихся в стране, оценка ликвидности, рентабельности, надёжности деятельности банка, степени риска отдельных операций существенно искажает определение границ, зон финансового риска.
Во-вторых, Инструкцией не предусмотрено соблюдение такого принципа международных стандартов, как принцип консолидации. Финансовая отчетность по новой форме составляется коммерческими банками с учетом своих филиалов, но без учета своих дочерних и совместных предприятий (банков), являющихся юридическими лицами.
В-третьих, в Инструкции не учтён принцип отсроченного налогообложения. По международным стандартам прибыль не может зависеть от налоговой политики и налоговые правила не должны влиять на порядок бухгалтерского учета операций банка.
Коммерческие банки должны производить авансовые взносы налога на прибыль, исходя из предполагаемой прибыли, и лишь по истечении отчетного периода рассчитать сумму налога исходя из фактически полученной прибыли. Разница между суммой авансового взноса и фактической суммой, подлежащей взносу в бюджет, уточняется на сумму, рассчитанную с учетом процента за пользование банковским кредитом, установленного в истекшем отчетном периоде ЦБ РФ. Такой подход не соответствует принципу отсроченного налогообложения, принятого в международной практике.
Следовательно, общая финансовая отчетность коммерческих банков требует дальнейшей доработки и совершенствования. При этом следует активно использовать зарубежный опыт (не стоит изобретать "велосипед"), учитывая специфику условий, в которых работают отечественные коммерческие банки. Необходимо принимать во внимание принятый в России план счетов бухгалтерского учета, порядок налогообложения и несовершенство нормативной базы.
Для полноценной оценки финансового состояния банка в рамках внутреннего аудита, для сравнения его работы с деятельностью сходных по потенциалу кредитных организаций, для упрощения контроля со стороны надзорных органов используются различные модификации рейтинговой оценки. В большинстве случаев и в зарубежной, и в отечественной практике при составлении рейтинга используются финансовые показатели работы банка и данные его баланса.
Рейтинг - это метод сравнительной оценки деятельности нескольких банков. В основе рейтинга лежит обобщенная характеристика по определённому признаку, позволяющая выстраивать (группировать) коммерческие банки в определённой последовательности по степени убывания данного признака.
Наиболее значимым рейтингом в нашей стране на сегодняшний день по праву можно назвать рейтинг Центрального Банка РФ [37, 38, 39, 40]. Несомненно всем пользователям финансовой информации о банках хочется знать мнение центрального контролирующего органа
В настоящее время базой для рейтинга Центрального Банка России служит ежеквартальная финансовая отчетность банков. Рейтинг Центрального Банка России включает четыре основных показателя:
1) достаточность капитала (коэффициент Кука). Он рассчитывается в соответствии с требованиями Инструкции №1 ЦБ РФ;
2) качество кредитного портфеля. Расчет этого показателя осуществляется в соответствии с Инструкцией №17 ЦБ РФ, то есть объем ссуд умножается на соответствующий коэффициент риска, определенные для каждой из пяти групп риска. Затем полученные результаты по группам складываются и общая сумма относится к общему числу ссуд;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28