Рефераты. Антикризисное управление в кредитных организациях

q                     ЦБР имеет право направить предписание о замене руководителей и главного бухгалтера банка с целью коренного пересмотра  общей политики банка;

q                     ЦБР может стимулировать мероприятия по реорганизации банка;

q                     ЦБР вправе ввести в банк временную администрацию с целью проведения политики финансового оздоровления, либо, наоборот, с целью подготовки к реализации программы банкротства;

q                     ЦБР дает возможность администрации банка разработать и реализовать программу финансового оздоровления кредитного учреждения;

Подход к принципам санации кредитного учреждения очень прост: надо что-то делать. Первые три возможных сценария развития событий предполагают  полное обновление банка (замена руководящих постов в администрации банка, в бухгалтерии; введение временной администрации) или предписывают ряд действий, опираясь на которые существующая администрация могла бы реорганизовать банк

Последний, четвертый сценарий, предполагает выработку, написание и претворение в жизнь плана финансового оздоровления банка посредством и силами самого банка (существующей администрации).

Естественно, ЦБ хотелось бы чтобы банк сам пытался решить свои проблемы, поскольку, никто, кроме существующей администрации не будет знать их так глубоко. Введение временной администрации или предписание о замене руководства – это,  по существу, последняя инстанция, на которую может опереться ЦБ для поддержания и/или восстановления проблемного банка.

Центральный Банк пытается как можно плотнее работать с проблемной кредитной организацией. Ведь к кризисному банку применяется не какой-то конкретный подход (либо замена руководства, либо реорганизация), а весь набор способов и методов, с помощью которых можно выровнять финансовое положение такого банка.



3.1. Санация кредитной организации



Банковская практика показывает, что в случае признания кредитной организации испытывающей трудности (отнесение ко второй категории проблемности), не зависимо от того, на какой стадии запущенности это произошло, Банк России (в случае, если не установлены факты мошенничества в кредитной организации или же если это не явилось следствием пробелов в управления существующей администрацией банка), пытаясь помочь выправить финансовое состояние, предписывает ей разработать план санации (или финансового оздоровления) и попытаться его реализовать.

Мероприятия по финансовому оздоровлению кредитной организа­ции (планы санации) разрабатываются и составляются в соответствии с требо­ваниями, предусмотренными указаниями Банка России от 22.11.96 № 363 «О планах санации кредитных организаций» и письмами Банка России от 30.04.97 № 443 «О методических рекомендациях по составле­нию планов санации кредитными организациями», от 28.05.1997 № 457 «О критериях определения финансового состояния банков».

Устанавливается реальное финансовое положение кредитной ор­ганизации, оценивается реальность мероприятий, предусмотренных планом санации, и на этой основе определяется возможность восстанов­ления платежеспособности, ликвидности и дальнейшего развития кре­дитной организации в результате выполнения мероприятий по ее фи­нансовому оздоровлению.

Для установления реального финансового положения кредитной ор­ганизации выясняется, имеется ли у нее недостаток собственных средств (капитала) и ликвидных активов, а также определяется их размер.

Для определения недостатка собственных средств (капитала) рас­считывается, прежде всего, сумма, необходимая для покрытия возмож­ных и имеющихся потерь (обесценения) активов, и устанавливается сумма обязательств, которая не была учтена в балансе (не начисленная задолженность перед бюджетом, внебюджетными фондами, кредитора­ми и вкладчиками, в том числе по процентам, штрафам, пеням и не­устойкам), а также сумма внебалансовых обязательств (гарантии, по­ручительства), по которым наступил момент платежа, но он не был со­вершен из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредит­ной организации.

Сумма, которая требуется для покрытия возможных и имеющих­ся потерь (обесценения) активов, определяется путем оценки стоимости всех активов кредитной организации.

Недостаток капитала определяется как разница между суммой собственных средств (капитала), которая минимально необходима для выполнения экономических нормативов, пересчитанных на осно­ве показателей расчетного баланса, и суммой собственных средств (капитала).

Для определения недостатка у кредитной организации ликвид­ных средств следует оценить разницу между обязательствами до востребования и на срок до 30 дней и ликвидными активами.

При оценке возможности восстановления платежеспособности и ликвидности кредитной организации в результате выполнения ме­роприятий по ее финансовому оздоровлению проверя­ется, прежде всего, соответствие этих мероприятий требованиям действу­ющего законодательства и нормативных актов Банка России. Затем ме­роприятия оцениваются с точки зрения сроков их выполнения и способности реально обеспечить восстановление платежеспособности и лик­видности кредитной организации.

При оценке мероприятий по сокращению административно-хо­зяйственных расходов кредитной организации выясняется насколько они будут обеспечивать нормальное ее функционирование и выполне­ние ею намеченных мероприятий по финансовому оздоровлению при снижении расходов. Для этого следует, в частности, сравнить по струк­туре и динамике планируемые и ранее произведенные расходы. Это по­зволит определить реальность планируемого снижения тех или иных расходов.

 При оценке реальности мероприятий, предусматривающих по­вышение доходности операций кредитной организации, определяется в какой степени кредитная организация имеет технические и финансовые возможности развивать операции, которые могут принести доход, и по­зволяет ли ситуация на финансовых и других рынках развивать эти на­правления бизнеса, возможности направлять свободные денежные сред­ства в какие-либо активные рентабельные операции.

Признанные реальными мероприятия следует оценивать с точки зрения их влияния на финансовое оздоровление кредитной организа­ции, имея в виду, что выполнение всех этих мероприятий должно обес­печить восстановление платежеспособности и ликвидности, то есть по­крыть недостаток капитала и ликвидных средств.

В этих целях мероприятия, направленные на восстановление лик­видности кредитной организации, анализируются в первую очередь, так как обеспечение своевременных расчетов по текущим обязательствам является одним из основных условий выполнения данной кредитной ор­ганизацией мероприятий по финансовому оздоровлению.

При оценке влияния указанных мероприятий на восстановление платежеспособности и ликвидности кредитной организации следует ис­ходить из того, что кредитная организация будет осуществлять в период проведения санационных мероприятий все присущие ей операции, в том числе формирование различных резервов, включая резервы под возможные потери стоимости активов, обязательные резервы, депони­руемые в Банке России, и резервный фонд.

Важным моментом в рабо­те с банками, имеющими внешние признаки банкрот­ства, является направление в них рабочих групп для оценки возможностей сани­рования и установления не­посредственно на месте ре­ального финансового состоя­ния в случае, когда бухгал­терская отчетность банка вызывает сомнения в воз­можности реализации плана санации. Из одиннадцати групп, направленных Глав­ным управлением в 1997 году по указанным причинам, в трех банках было установ­лено отсутствие реальных возможностей восстановле­ния   платежеспособности, а в восьми — даны положи­тельные заключения о воз­можности финансового оздо­ровления.

В инструментарии средств по проведению санации банка к наиболее специфичным от­ носится работа в них Времен­ных администраций, создава­емых приказом Банка России. В случае, если финансовое состояние банка слишком запущено и вызывает опасение способность существующей администрации выправить его, ЦБ единовластно принимает решение о введении в банк временной администрации. Временная администрация так же обязана предоставить в банк план санации кредитного учреждения и, в случае одобрения его в ЦБР, пытаться на практике реализовать его. Оценивая усилия Временных администраций по управле­нию банками с внешними признаками   банкротства, следует признать, что в боль­шинстве своем они не дают положительных результатов. В ряде случаев введение Временных адми­нистраций было неоправдан­ным, так как осуществлялось в практически недействую­щие кредитные организации, а проведенный анализ их фи­нансового состояния свиде­тельствовал, что санации они не подлежат.

Если ЦБ сомневается в компетентности действующего руководства банка и предвидит  грядущие проблемы, связанные с этим, он вправе рекомендовать акционерам (или пайщикам) заменить действующий руководящий состав (управляющего, главного бухгалтера и т.д.). В основном, рекомендации носят директивный характер.

Резюмируя вышесказанное, делаем вывод, что отечественная практика санации проблемных кредитных учреждений выделяет три основных пути реализации  планов финансового оздоровления: 1) разработка и реализация планов санации самой кредитной организацией; 2) введение внешнего управления в проблемный банк с целью реализации плана санации, или же подготовки и проведения процедуры банкротства; 3) реорганизация банка. Однако действительная схема реализации планов финансового оздоровления далека от совершенства и изобилует множеством пробелов.



3.2. Основные пробелы в составлении и реализации планов финансового оздоровления кредитных учреждений и возможные варианты их решения



Разработка плана финансового оз­доровления — ответственный этап в процедуре сана­ции кредитной организации. В случае эффективной реализации поставленных целей и задач, кредитной организацией может быть достигнуто частичное или полной восстановление утраченной платежеспособности, повысится ликвидность, улучшатся показатели рентабельности и проч. Однако, практика рассмотрения планов финансового оздоровления (санации) банков свидетельствует о наличии целого ряда факторов, препятствующих своевременному и эффективному проведению санационных мероприятий. Практически все поступившие в Управление по организации бан­ковского санирова­ния планы в перво­начальном вариан­те не соответство­вали требованиям Банка России, из­ложенным в указа­ниях ЦБ РФ №363 от 22.11.96 г. «О пла­нах санации кредитных ор­ганизаций» и методических рекомендациях [23, 24], и были возвращены в банки на до­работку.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.