Рефераты. Антикризисное управление в кредитных организациях

Методика анализа, представленная в этой главе, представляет собой комплексный подход к вопросу определения  финансового состояния банка. Автор считает, что с помощью представленной методики анализа деятельности кредитной организации администрация банка (равно как и надзорные органы) сможет получить полное представление о своей деятельности, выраженной в виде приведенных выше показателей, и, в случае получение неудовлетворительных значений, принять решительные меры по приведению их в соответствие с нормативными или оптимальными значениями.



































3. АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ



В настоящее время основным инструментом, характеризующим качество работы кредитной организации, служит анализ ее финансовой деятельности. К нашему огромному сожалению, не всегда данные такого анализа имеют положительные значения. На примере отчетности Банка «Условный» нами был проведен анализ функционирования данной кредитной организации и на основании полученных данных сделан вывод о ее финансовом состоянии: Банк классифицирован как испытывающий серьезные финансовые трудности.

К огромному сожалению, число банков со схожим с «Условным» финансовым состоянием все время растет. Кризис межбанковского рынка явился первым этапом существенного ухудшения финансового состояния ряда кредитных учреждений.

По результатам экономических исследований, проводимых рядом отечественных экономистов [37, 38, 39, 40] ухудшение финансового положения значительного числа коммерческих банков является следствием внешних и внутренних причин, обострившихся в банковском секторе.

Внешние причины – подразделяются на три вида: экономические, политические и социальные. К экономическим причинам банковского кризиса можно отнести: а) кризисное состояние экономики в целом. Банковская система не может быть сильной в условиях кризисного состояния экономики страны – это часть экономики, которая испытывает на себе весь спектр негативных влияний, включая кризис неплатежей, инфляцию, тяжелое налоговое бремя и т.д.; б) проведение ЦБ РФ жесткой рестрикционной политики. Поддержание учетной ставки на высоком уровне, повышение норм обязательных отчислений в резервные фонды; в) введение в ЦБ РФ валютного коридора; г) немаловажную роль сыграли банковские спекуляции на рынках межбанковских кредитов (депозитов) и  ГКО; к числу важнейших политических факторов можно отнести приближение выборов и принятие связанных с этим популистских решений, в том числе и в денежно-кредитной сфере; к социальным факторам следует причислить падение доверия населения к банкам из-за краха рынка ГКО, валютного рынка.

Внутренние причины – подразделяются на два вида: проблемы управления в банке: а) потери ключевых сотрудников аппарата управления; б) вынужденные остановки связанные с управлением, а также нарушения ритмичности банковского процесса; в) участие банка в судебных разбирательствах с непредсказуемым исходом; г) потеря основных клиентов; д) недооценка постоянного технического и технологического обновления банка; е) чрезмерная зависимость банка от какого-либо одного конкретного проекта или вида активов; ж) излишняя ставка на успешность и прибыльность нового проекта; з) неэффективные долгосрочные соглашения и проч.; проблемы, связанные с выбранной политикой работы: а) повторяющиеся существенные потери; б) превышение некоторого критического уровня просроченной кредиторской задолженности; в) чрезмерное использование дорогих заемных средств в качестве источников; г) низкие значения коэффициентов ликвидности; д) нехватка оборотных средств (функционирующего капитала); е) увеличивающаяся до опасных пределов доля заемных средств в общей сумме источников средств; ж) неправильная реинвестиционная политика; з) превышение размеров заемных средств над установленными лимитами; и) наличие просроченной дебиторской задолженности и проч.

Внешние факторы способны воздействовать на всю банковскую систему целиком, тогда как внутренние – это внутренний мир банков. Воздействовать на внешние причины кризисных явлений одному отдельно взятому банку просто не под силу. Однако, кризис одного банка вполне реально может затронуть всю банковскую систему (проблемы СБС-Агро, Инкомбанка и проч.)

Отсюда следует, что реальным шагом, с помощью которого банк может выправить свое финансовое состояние, является непосредственное воздействие на внутренний менеджмент и на политику банка: только изменяя структуру этих составляющих кредитная организация может как-то выправить свое финансовое положение.

Сегодня некоторые кредитные организации для улучшения показателей своего баланса на ранних стадиях проблемности используют разные бухгалтерские ухищрения. При этом они за счет нового кредита производят выплаты процентов и погашение основной суммы долга или переоформляют кредиты с наступившими сроками погашения в векселя. В настоящее время Центральный банк ввел ограничения на величину обязательств банка, привлеченных в векселя, однако необходимо совершенствовать и порядок формирования резервов по этим операциям.

Строительство "кредитных пирамид" в активах проблемных банков, как правило, сопровождается таким же строительством "пирамид" и в пассиве баланса, поэтому, как только приток средств в банк снижается, пирамиды начинают разрушаться, уничтожая банк.

Одной из серьезных причин ухудшения финансового состояния отечественных кредитных организаций являются факты мошенничества и, как результат, преднамеренное или фиктивное банкротство. Для преодоления этих причин, кроме усиления контроля над ними и увеличения инспекционных проверок, необходимо совершенствование системы банковской отчетности.

Серьезные проблемы, возникающие у кредитных организаций в настоящее время, могут быть вызваны практикой выдачи льготных кредитов, а также порядком льготных выплат сотрудникам. Порядок отражения оплаты сотрудников по балансу во многом определяется фантазией руководства. Как правило, его большая часть указывается в операциях по кредитованию населения, операциях с ценными бумагами, на валютных счетах и пр. В большинстве проблемных институтах существует практика выдачи льготных или беспроцентных кредитов своим учредителям и работникам, а также организациям, в которых данные институты участвуют своей долей капитала или имеют представителей в органах управления. С подобными кредитами связана и проблема достоверности принимаемого залогового обеспечения кредита и порядок отражения в балансе гарантий по кредитам. Большинство проблемных кредитов, выданных как своим учредителям, так и некоторым клиентам, имеют плохое обеспечение. Принятое в залог имущество из-за плохого юридического оформления гарантийных, залоговых и страховых обязательств труднореализуемо. В этой связи необходимо совершенствовать и по возможности законодательно определить перечень ценностей, которые могут быть приняты в качестве обеспечения кредита в современных условиях.

Службы внутреннего контроля кредитных организаций должны диверсифицировать риски по кредитным вложениям. Однако и надзорные органы должны иметь возможность с учетом клиентской базы отдельного коммерческого банка устанавливать дифференцированные показатели риска активов по кредитам клиентов, отличные от единой схемы (100% риска), установленной Инструкцией № 1, причем диверсификацию рисков желательно проводить до наступления серьезных и трудноисправимых ситуаций в банке.

Особая категория клиентов кредитной организации - клиенты, финансирование которых производится из средств местных или федеральных бюджетов. В результате невыполнения бюджетом своих обязательств большинство подобных клиентов являются злостными неплательщиками. Надзорным органам в этих условиях необходимо ввести для кредитных организаций, обслуживающих низкорентабельных, но необходимых для экономики клиентов, особый порядок их регулирования по нормативам ликвидности.

Недостаточная величина собственных средств также часто является причиной плохого финансового состояния кредитной организации. Достаточность капитала характеризует степень надежности банка и защищенности средств отдельных категорий депозиторов. При необеспеченности собственными средствами капитальных затрат, распылении фондов и прибыли средства депозиторов в проблемном банке остаются практически ничем не обеспеченными (только невозвратными ссудами и низколиквидными активами). Капитал банка является также показателем допустимого уровня эмитируемых банком векселей и суммы привлеченных вкладов населения. В настоящее время (по данным банковской статистики [28, 40]) проблемные банки имеют общий уставный фонд в размере 5,4% своего баланса, а действующие около 6%. Более того, доля уставного фонда проблемных банков в общем уставном фонде всех зарегистрированных банков постоянно увеличивается. Это свидетельствует как о том, что коммерческие банки, испытывающие затруднения, стараются привлечь дополнительных акционеров и увеличить размер собственных средств, также и о негативной тенденции разрастания проблем и привлечения не только мелких, но и средних банков в категорию банков с отозванной лицензией.

Существенным фактором сокращения кредитных рисков являются резервы по ссудам. Источником создания резервов в зависимости от категории ссуды являются доходы и чистая прибыль. Однако в настоящее время в банковском законодательстве существуют возможности снизить объемы средств, направляемые в резервы по ссудам, так как банки по своему усмотрению классифицируют ссуды по категориям, а затем недоначисляют резервы. Это чаще всего позволяют себе слабые банки с низкой рентабельностью, доходность которых имеет тенденцию к снижению. Занижая коэффициенты рисковых оценок, банки получают возможность завуалировать неэффективность своей деятельности. Это ведет к искажению финансовой отчетности, создавая на время видимость благополучия в банке.

Основные принципы управления и финансового оздоровления кредитных институтов, находящихся в кризисной ситуации, по существу, классифицировал сам  Центральный Банк [18, 30, 32, 33, 36, 40]. Определив экспертным путем кризисное состояние кредитной организации, а также принимая во внимание, что банк с подобными показателями и тенденциями в работе может в самом скором будущем доставить серьезнейшие проблемы как региону, в котором он работает, так и свои клиентам, Центральным Банком России или его Региональным подразделением, если они заинтересованы в эффективном функционировании данного кредитного учреждения (допустим, оно является  одним из составляющих звеньев экономики региона или отрасли, на нем завязаны большинство каких-либо платежей и проч.), может быть принято одно из следующих решений (все нижеуказанные четыре категории мы можем отнести к основным принципам санации (т.е. восстановления финансового состояния) кредитного учреждения):

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.