ВВЕДЕНИЕ
Для решения важнейших задач по управлению затратами, связанных с калькулированием себестоимости, прогнозированием величины издержек, распределением косвенных расходов и многим другим, определяющее значение имеет классификация затрат на переменные и постоянные. Классические подходы к обоснованию величины переменных и постоянных затрат основаны на том, что в краткосрочном периоде переменные издержки изменяются пропорционально объему продукции (работ), а постоянные остаются неизменными. Пропорциональность первых и неизменность вторых выражаются прямолинейной зависимостью относительно изменений объемов производства и графически отображается соответствующими прямыми линиями. Это делает функциональную зависимость между затратами и объемами деятельности простой и, как следствие, легко доступной для анализа безубыточности и прогнозирования величины издержек. Однако такой подход во многом формален, поскольку, во-первых, не учитывает смешанного характера многих затрат, а во-вторых, не адаптирован к концепции жизненного цикла товара и производственной функции использования ресурсов, производственной мощности.
Проблема смешанного характера многих производственных затрат как одноэлементных, так и комплексных может быть успешно решена аналитическим методом, в соответствии с которым какой-то их процент присоединяется к переменной части, а оставшийся процент - к постоянной. При этом, к сожалению, под смешанными затратами часто понимаются не те издержки, которые содержат изменчивую и неизменчивую относительно объема продукции долю, а те, которые состоят из фиксированной и изменяющейся из месяца в месяц частей. Например, расходы на телефонную связь, ежемесячно состоящие из фиксированной абонентской платы и повременной части платежа, относят к смешанным затратам, и абонентскую плату предлагают учитывать в составе постоянных расходов, а повременную часть платежа - в составе переменных. Можно привести и много других случаев неправильного понимания смешанных затрат. Во всех из них в основу критерия определения переменных и постоянных расходов положена изменчивость (или постоянство) затрат из месяца в месяц, т.е. время, но не критерий объема производства. Это неправильно, исходя из базового определения переменных и постоянных расходов, и опровергнуть такую позицию очень легко. В частности, размер повременной части платежа за телефон пропорционально зависит не от увеличения объема производства, а от числа минут, затраченных на разговоры, число минут - от числа телефонов на балансе организации, число телефонов - от численности сотрудников и т.д. Однако увеличение числа сотрудников, телефонов, длительности переговоров, приводя к бесспорному увеличению различных затрат, к сожалению, отнюдь не означает, что при этом пропорционально увеличился объем производства.
РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Следовательно, с одной стороны, такие затраты непосредственно не связаны с изменениями объема производства и должны быть отнесены к постоянным, но, с другой стороны, при подобной логике размер постоянных затрат из месяца в месяц будет различным. На практике так и есть, но тогда возникает проблема функциональной интерпретации постоянных и общих затрат в среднесрочном (в пределах года) и долгосрочном периодах. По нашему мнению, анализ поведения общих затрат должен выполняться в неразрывной связи с концепцией жизненного цикла продукта и функциональной зависимости объема производства от потребленных ресурсов, так как от стадии жизненного цикла и обеспеченности ресурсами зависят величина затрат и возможность (целесообразность) увеличения объемов производства. Однако на сегодняшний день концепции жизненного цикла продукта, функциональной зависимости объема производства от потребленных ресурсов и зависимости затрат от объема продукции широко известны, общепризнаны, но сосуществуют изолированно друг от друга, не связаны между собой, что сужает возможности для исследования поведения общих затрат в среднесрочном и долгосрочном периодах.
Модель жизненного цикла продукта позволяет выявить стадии динамики объема продаж в зависимости от временного фактора (рис. 1).
Этапы жизненного цикла продукта
О /│\
│
б │
ъ │
е │
м │
п │ * * * * * * *
│ * │ │ *
р │ * *
│ * │ │
о │ * │ *
│ │ │ │
д │ * *
а │ * *
ж │ * *
│ * *
│ * │ │ │
│* * │ │
│ │ │ │ │ │
└──────┼──────────┼───────────┼───────────┼────────────┼─────>
<----> <--------> <---------> <---------> <---------->
Развитие Активный Умеренный Насыщение Спад Время
рост рост
Рис. 1
Как следует из данных рис. 1, на этапе развития фирма пытается занять место на рынке и предпринимает усилия для укрепления только что завоеванных позиций. Эта стадия связана с низкими объемами продаж. После укрепления позиций на рынке начинается период активного роста объемов производства и продаж, во время которого фирма получает стимул для расширения своей деятельности. Далее следуют этапы умеренного роста и насыщения, которые характеризуют тот максимум производства и продаж, на который способна признанная на рынке и стабильно работающая фирма в отношении рассматриваемого продукта. Наконец, при снижении деловой активности, падении спроса на продукт, усилении позиций конкурентов и влияния других многочисленных факторов неизбежно начнется стадия спада объема продаж, предотвратить которую можно с помощью тщательно продуманной инвестиционной стратегии, контроля за издержками, поддержания заданного уровня эффективности использования ресурсов, проведения рекламных мероприятий и других управленческих решений.
Таким образом, этапы жизненного цикла продукта не следует воспринимать как нечто неизбежное, с чем следует мириться. Напротив, их выделили для того, чтобы одним стадиям следовать, способствовать (например, стадиям развития и активного роста), другие поддерживать (стадии умеренного роста и насыщения), а с третьими бороться, пытаться предотвращать (стадия спада). В этой связи отмечаем, что на динамику объемов производства и продаж продукта можно и более того необходимо влиять посредством комплекса управленческих мероприятий, среди которых немаловажное место должно быть уделено исследованию поведения затрат в среднесрочном и долгосрочном периодах в зависимости от изменений уровня деловой активности (объемов производства и продаж). Иными словами, каждую стадию жизненного цикла продукта считаем необходимым рассмотреть с точки зрения поведения затрат, ее затратоемкости.
Так, прохождение этапа развития неизбежно связано с проведением затратных мероприятий как в рамках текущих затрат, так и в части капитальных вложений, поскольку организации необходимо активно закупать ресурсы, обустраивать производственную и управленческую инфраструктуру, проводить рекламные мероприятия. При этом очевидно, что затраты будут расти более быстрыми темпами, чем объем производства и продаж. Далее, на этапе активного роста необходимо поддерживать повышение уровня деловой активности, однако для этого потребуется осуществлять лишь переменные затраты, непосредственно связанные с каждой единицей произведенного и проданного изделия. Уровень постоянных расходов если и будет повышаться, то в гораздо меньшей степени, что приведет к снижению темпов роста общих затрат по отношению к темпам роста объемов продаж. На стадии умеренного роста и зрелости, как уже было отмечено, организация достигает максимума объемов продаж при полной обеспеченности основными и оборотными активами. Однако стабильная и финансово благополучная деятельность неизбежно приводит к росту уровня постоянных затрат по содержанию работников, накладных управленческих расходов и т.п., в результате чего темпы роста совокупных издержек начинают медленно, но устойчиво ускоряться. Далее для поддержания максимально возможных при существующих условиях деятельности объемов продаж требуется все больше и больше затрат, а любое дополнительное приращение выпуска и реализации продукции (работ, услуг) вызывает резкое увеличение расходов. Это связано с тем, что существующих условий деятельности становится недостаточно для дальнейшего роста деловой активности.
К существующим условиям деятельности, по нашему мнению, следует в первую очередь отнести уровень производственной мощности и обеспеченность трудовыми ресурсами, имеющийся уровень эффективности использования всех видов ресурсов и действенность системы управления организацией, особенно в части маркетинговой деятельности. Действительно, если предположить, что организация работает на стадии насыщения и у нее появляется возможность выполнить дополнительный заказ, то, во-первых, необходимо задействовать дополнительные основные средства (оборудование, автомобили, вычислительную технику, производственные площади и т.п.), а во-вторых, - дополнительные трудовые ресурсы, которые, как правило, привлекаются со стороны в виде соисполнителей (подрядчиков). Кроме того, усиливается уровень загруженности собственных трудовых ресурсов, что зачастую ведет к экономически неоправданному стимулированию их дополнительной выработки, и как следствие - снижает эффективность их использования. Наконец, при заключении договоров на дополнительный выпуск и продажу продукции работники отдела маркетинга обязательно должны учитывать производственные возможности организации, степень загруженности ее мощностей. Если указанные факторы игнорируются, то это неизбежно ведет к нарушению сроков исполнения заказа и (или) снижению эффективности использования ресурсов, необоснованному росту затрат.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7