Рефераты. Характеристика методов финансового анализа как инструментов для принятия управленческих решений

Прибыль - часть чистого дохода предприятия, созданного в процессе производства и реализованного и реализованного в сфере обращения. Только после продажи продукции чистый доход принимает форму прибыли. Количественно она представляет собой разность между выручкой и полной себестоимостью готовой продукции.

Хозяйствующие субъекты получают прибыль главным образом от реализации продукции, работ, услуг, а также других видов деятельности: сдачи в аренду основных фондов, коммерческой деятельности на фондовых и валютных рынках и т.д.

Для анализа финансовых результатов деятельности предприятия используют информацию, содержащуюся в отчетной форме №2 "Отчет о прибылях и убытках", рекомендованной к применению в организациях приказом Минфина России от 22.07.2003 г. №67н "О формах бухгалтерской отчетности организаций". Отчет о прибылях и убытках позволяет увидеть результаты, полученные от всех видов деятельности, установить структуру прибыли и динамику показателей (Приложение 2).

Анализ финансовых результатов включает оценку следующих показателей прибыли: валовой, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли предприятия.

Конечный финансовый результат слагается из финансового результата по обычным видам деятельности, а также прочих доходов и расходов.

Основными задачами анализа финансовых результатов деятельности предприятия являются:

Оценка структуры и динамики показателей прибыли за анализируемый период;

Факторный анализ показателей прибыли;

Анализ финансовых результатов от прочей реализации, внереализационной и финансовой деятельности и выявление факторов и причин изменения показателей;

Оценка динамики показателей рентабельности и анализ факторов, воздействующих на уровень использования хозяйственных средств;

Анализ затрат, произведенных организацией, и затрат на рубль товарной продукции.

Результаты анализа используются для принятия экономических решений, направленных на эффективное использование ресурсов, выбор наилучшего варианта инвестиций, обоснование перспективы развития предприятия.

Основную часть прибыли предприятие получает от реализации продукции, товаров, работ и услуг. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к увеличению прибыли и улучшению финансового состояния предприятия. Рост объема реализации убыточной продукции влияет на уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции также может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в объеме реализации, то сумма прибыли возрастет, и, наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли, а ее рост - к падению.

Изменение среднего уровня реализационных цен на продукцию и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастет, и наоборот.

Повышение цен на сырье, материалы, топливо способствуют увеличению себестоимости и снижению суммы прибыли.

Таким образом, прибыль от продажи товарной продукции в общем случае находится под воздействием таких факторов, как изменении объема реализации, структуры продукции, отпускных цен на реализованную продукцию, цен на сырье, материалы, топливо, тарифов на энергию и перевозки, уровня затрат материальных и трудовых ресурсов.

Проведение факторного анализа прибыли от продажи позволяет оценить резервы повышения эффективности производства и сформировать управленческие решения по использованию производственных факторов.

Для оценки финансового состояния предприятия необходимо провести анализ, который позволяет выявить, насколько эффективно предприятие использует свои оборотные средства.

Оборотные активы - важнейшая экономическая категория, которая отражает стоимостную оценку оборотных средств организации, оптимальность объема, состава и структуры которых в значительной степени влияют на устойчивость ее финансового положения. В то же время оборотные активы являются одной из главных составляющих ресурсного потенциала предприятия в целом.

Оборотные средства, находясь в постоянном движении и обеспечивая кругооборот средств, постоянно меняют свою материально-вещественную форму.

Оборотные активы ограничены сроком использования до 12 месяцев (или периодом одного производственного цикла) и в процессе кругооборота капитала полностью переносят свою стоимость на себестоимость продукции, изменяя свою первоначальную форму.

Оборотные активы формируются за счет оборотного капитала предприятия, одна часть которого финансируется за счет собственных источников (собственный оборотный капитал). Источником другой части служат заемные средства (как правило, краткосрочные обязательства).

На длительность нахождения средств в обороте влияют факторы внешнего ии внутреннего характера[23]. К внешним факторам относятся: сфера деятельности организации, отраслевая принадлежность, масштабы организации, экономическая ситуация в стране и связанные с ней условия хозяйствования. К внутренним факторам относится ценовая политика организации, структура активов, методика оценки запасов.

Показатели оборачиваемости оборотных активов представляются в виде коэффициентов отражающих количество оборотов, совершенных активами, а также в виде показателей средней продолжительности их одного оборота (в днях).

Показатели оборачиваемости характеризуют эффективность использования оборотных активов и определяются по каждой статье раздела II бухгалтерского баланса и по его итогу, и могут рассчитываться за год, квартал, месяц.

Для определения оборачиваемости оборотных средств используются следующие показатели[24]:

1.                Продолжительность одного оборота в днях (Тоб) представляет собой отношение суммы среднего остатка оборотных средств к сумме однодневной выручки за анализируемый период.

Продолжительность одного оборота показывает средний срок, за который возвращаются в хозяйственный оборот денежные средства, вложенные в производственно-коммерческие операции.

Для расчета показателя используется формула:


 (1.27)


 - средний остаток текущих оборотных активов за анализируемый период, руб.; Д - число календарных дней анализируемого периода (30, 60, 180, 360),  - выручка от продажи продукции (работ, услуг) за анализируемый период (без учета НДС и аналогичных платежей), руб.

Средняя величина текущих активов определяется по балансу по формуле средней арифметической:


 (1.28)


 - соответственно величина текущих оборотных активов на начало и конец анализируемого периода.

2.                Коэффициент оборачиваемости средств (Коб) характеризует размер объема выручки от продажи продукции в расчет на один рубль оборотных активов:


 (1.29)


Рост коэффициента оборачиваемости свидетельствует о более эффективном использовании оборотных средств.

Коэффициент оборачиваемости одновременно показывает число оборотов, которые совершают оборотные средства за анализируемый период, и может быть рассчитана делением количества дней анализируемого периода на продолжительность одного оборота в днях:


 (1.30)


Коэффициент загрузки (закрепления) средств в обороте характеризует сумму оборотных средств, авансируемых на один рубль выручки от продажи продукции:


 (1.31)


Чем меньше коэффициент загрузки, тем эффективнее используются оборотные средства. Экономический эффект в результате ускорения оборачиваемости выражается в относительном высвобождении средств из оборота, а также в увеличении суммы прибыли. Сумма высвобожденных средств из оборота за счет ускорения оборачиваемости  или дополнительно привлеченных средств в оборот  при замедлении оборачиваемости определяется умножением фактического однодневного оборота по реализации на изменение продолжительности одного оборота в днях:


 (1.32)


 - соответственно продолжительность одного оборота оборотных средств за отчетный и предыдущие периоды, дни;

 - выручка (нетто) от продажи продукции за отчетный период, руб.

Для оценки эффективности использования ресурсов, потребленных в процессе производства, применяются показатели рентабельности. Показатели измеряются в относительных величинах (процентах, коэффициентах).

Показатели рентабельности объединяются в несколько групп:

1)                Показатели, характеризующие рентабельность издержек производства;

2)                Показатели, характеризующие рентабельность продаж;

3)                Показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.

Показатели рентабельности[25]:

1.                Рентабельность затрат (Rз) характеризуется отношением прибыли от продажи продукции (Пр) к полной себестоимости реализованной продукции (Сп), %:


Rз = (Пр / Сп) * 100% (1.33)


где Сп - общая сумма затрат на производство и реализацию продукции,


или: Rз = (Пр / (Ср + Ру + Рк)) * 100% (1.34)


Коэффициент показывает уровень прибыли на 1 рубль затраченных средств. Рассчитывается в целом по предприятия, отдельным его подразделениям или видам продукции.

2. Рентабельность продаж (Rп) измеряется отношением величины прибыли к объему продаж. Объем продаж выражается показателем выручки от продажи продукции за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей. Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности: показывает, сколько получено прибыли с рубля продаж.

В зависимости от показателя прибыли различают рентабельность продаж:

2.1 Как отношение прибыли от продажи (Пр) к выручке от продажи (Rпр), %:


Rпр = (Пр / Вр) * 100% (1.35)


2.2 Как отношение прибыли до налогообложения (Пн) к выручке от продажи (Rн),%:


Rн = (Пн /Вр) * 100% (1.36)


2.3 Как отношение чистой прибыли (Пч) к выручке от продажи (Rч),%:


Rч = (Пч /Вр) * 100% (1.37)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.