- нерезиденты – лица, не имеющие постоянного местопребывания в государстве, и налогообложению подлежат только те доходы, которые получены в данном государстве (ограниченная налоговая обязанность);
К законам о налогообложении предъявляются повышенные требования, так как они затрагивают материальные интересы налогоплательщиков. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор сведений, который позволил бы конкретно утвердить:
- обязанное лицо;
- размер обязательства;
- порядок и сроки его исполнения;
- границы требований государства в отношении имущества плательщика и др.
Тем самым очерчивается круг элементов налогообложения, которые в совокупности образуют структуру налога.
Элементы налогообложения имеют универсальное значение, хотя налоги различны и число их велико. Те элементы, без которых налоговое обязательство и порядок его исполнения не могут считаться определенными, называются существенными или обязательными элементами закона о налоге. К ним в соответствии со ст. 17 Налогового Кодекса [2] относятся:
● объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), которые обуславливают обязанность субъекта заплатить налог. К ним относятся совершение оборота по реализации товара, владение имуществом, совершение сделки купли-продажи, вступление в наследство, получение дохода и др. Согласно ст. 38 Налогового Кодекса каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, с помощью которого наш законодатель может аргументировать возникновение данного налога. Объектом налогообложения в соответствии с Налоговым Кодексом выступает имущество, доход, прибыль, стоимость реализованных товаров (выполняемых работ, оказанных услуг) или иное экономическое обоснование. В общетеоретическом аспекте объекты налогообложения можно подразделить на виды:
- права имущественные (право собственности на имущество, право пользования имуществом) и неимущественные (право пользования, право на вид деятельности);
- действия (деятельность) субъекта (реализация товаров, операции с ценными бумагами, ввоз и вывоз товаров на территории страны);
- результаты хозяйственной деятельности (добавленная стоимость, доход, прибыль);
● налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (ст. 53 Налогового Кодекса). Так, например, налоговой базой со стоимостными показателями является сумма дохода, с объемно-стоимостными показателями – объем реализованных услуг, а с физическими показателями – объем добытого сырья. Налоговая база как количественное выражение предмета налогообложения выступает основой для исчисления суммы налога, так как именно к ней применяется ставка налога. Для правильного определения момента возникновения налогового обязательства важное значение имеет метод формирования налоговой базы. Существует два основных метода:
1). кассовый метод – доходом объявляются все суммы, реально полученные налогоплательщиком в конкретном периоде, а расходами – реально выплаченные суммы. Этот метод имеет и другое название – метод присвоения;
2). накопительный метод – доходом признаются все суммы, право на получение которых возникло в данном налоговом периоде, вне зависимости от того, получены ли они в действительности. Для выявления затрат подсчитывается сумма имущественных обязательств, возникших в отчетном периоде и не имеет значения, произведены ли выплаты по этим обязательствам.
В теории и практике налогообложения существуют различные способы определения базы налога. К ним относятся:
● прямой способ, основанный на реально и документально подтвержденных показателях. Например, данные бухгалтерского и налогового учета о доходах и расходах служат для расчета базы налога на прибыль;
● косвенный способ (расчет по аналогии), основанный на определении налогооблагаемой базы по сравнению с деятельностью других налогоплательщиков. Иными словами, при отсутствии сведений о доходах и расходах расчет облагаемого дохода ведется по аналогии;
● условный способ (презумптивный), который основан на определении с помощью вторичных признаков условной суммы дохода (например, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности);
● паушальный способ, который основан на определении с помощью вторичных признаков условной суммы налога (но не дохода).
● налоговая ставка
Ставка налога – размер налога на единицу налогообложения. Следовательно, ставка налога есть норма налогового обложения. Относительно данного элемента налога в ст. 53 Кодекса указано: «Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устанавливаются соответственно законами субъектов РФ, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в пределах, установленных настоящим Кодексом».
В зависимости от способа определения суммы налога выделяют:
● равные ставки, когда для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога (например, налог на благоустройство территории);
● твердые ставки, когда на каждую единицу налогообложения определен зафиксированный размер налога;
● процентные ставки, когда с каждого рубля, например прибыли, предусмотрено 24% налога.
В зависимости от степени изменяемости ставок налога различают:
● общие ставки (например, НДС взимается по ставке 18%);
● повышенные ставки (например, кроме общей ставки при уплате налога на доходы физических лиц 13% имеются две другие – 30% и 35%);
● пониженные ставки (так, например, при упомянутой общей ставке НДС предусмотрены пониженная – 10% и нулевая ставка).
В зависимости от содержания различают ставки:
● маргинальные, которые непосредственно даны в нормативном акте о налоге;
● фактические, определяемые как отношение уплаченного налога и налоговой базе;
● экономические, определяемые как отношение уплаченного налога ко всему полученному доходу.
Метод налогообложения – порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы. В зависимости от изменения величины налоговой базы различают четыре метода налогообложения:
- равное – для каждого налогоплательщика применяется равная сумма налога;
- пропорциональное – для каждого налогоплательщика равна ставка налога;
- регрессивное – с ростом налоговой базы уменьшается ставка налога, например при взимании единого социального налога;
- прогрессивное – с ростом налоговой базы растет ставка налога. При использовании сложной прогрессии доходы делятся на ступени (части), каждая из которых облагается по своей ставке. Повышенные ставки действуют для ступени, превышающей предыдущую ступень.
● порядок и способы исчисления налога
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 Налогового Кодекса). В частности, юридические лица рассчитывают налог на прибыль организаций, НДС и акцизы.
Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на третье лицо, выступающее в роли «налогового агента». Например, организация перечисляет в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.
Исчисление суммы налога может быть возложена и на налоговый орган. Так, для физических лиц налоговый орган определяет сумму налога на их имущество и сумму земельного налога.
Принципы разрешения общих вопросов исчисления налоговой базы представлены в ст. 54 Налогового Кодекса. Согласно положениям этой статьи исчисляют налоговую базу по-разному:
- налогоплательщики-организации – по итогам каждого периода на основании данных бухгалтерского учета и/или на основе иных документально подтвержденных данных об объектах;
- индивидуальные предприниматели – по данным учета доходов и расходов и хозяйственных операций;
- физические лица как налогоплательщики – на основе получаемых от организаций сведений об облагаемых доходах, а также данных собственного учета облагаемых доходов.
В качестве информационного обеспечения по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, используются данные бухгалтерского и налогового учета, который введен в действие с 1 января 2002 года.
Исчисление налога может осуществляться:
- по некумулятивной системе, т.е. обложение налоговой базы предусматривается по частям, например при расчете НДС;
- по кумулятивной системе, при которой исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода (налог на доходы физических лиц);
- по глобальной системе определение суммы платежа осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика;
- по шедулярной системе (разделение дохода на его составные части в зависимости от источника дохода и обложение налогом каждой части по отдельности).
● порядок и способы уплаты налога
Порядок уплаты налога – это способы внесения суммы налога в соответствующий бюджет (фонд). Бюджет – основной элемент правильной уплаты налога, поэтому случаи уплаты налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку.
Порядок уплаты налога как элемент закона о налоге предполагает решение следующих вопросов:
- направление платежа (бюджет или внебюджетный фонд);
- средства уплаты налога (в рублевых средствах, валюте);
- механизм платежа (в безналичном или наличном порядке, в кассу сборщика налога и др.);
- особенности контроля за уплатой налога.
В ст. 58 Налогового Кодекса приведен следующий порядок уплаты налога и сборов:
- уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке;
- подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки;
- уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющийся физическим лицом, может уплачивать налоги иным способом;
- конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.
Существует пять основных способов уплаты налога:
уплаты налога по декларации – на налогоплательщика возлагается обязанность представить в установленный срок в налоговый орган официальное заявление о своих налоговых обязательствах. На основании декларации налоговый орган исчисляет налог и вручает налогоплательщику извещение о его уплате. Данный способ недостаточно эффективен, поскольку он создает возможности для уклонения от налога, да и проверка деклараций трудоемка и занимает много времени;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15