Рефераты. Теоретические аспекты налогообложения. Налоги и их сущность

Теоретические аспекты налогообложения. Налоги и их сущность

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

Экономический факультет









Дипломная работа

«Теоретические аспекты налогообложения. Налоги и их сущность»


Выполнена студентом

3-го курса ФК-303 группы

заочного отделения Дятлова С.А.

Преподаватель: Решетов П. А.








Санкт-Петербург

2005


Содержание


Введение

I. Теоретические аспекты налогообложения. Налоги и их сущность

1.1 Основные понятия и принципы налогообложения

1.1.1 Принципы налогообложения

1.1.2 Нормативно-правовые акты, регулирующие систему налогообложения предпринимательской деятельности

1.1.3 Основные направления развития налоговой системы РФ

1.2 Налоги и их сущность

1.2.1. Функции налогов и их классификация

1.2.2 Структура налога

1.3 Налоговая система Российской Федерации

1.3.1 Традиционная система налогообложения РФ

1.3.2 Упрощенная система налогообложения РФ

II. Налогообложение юридического лица по традиционной и упрощенной системам налогообложения на примере ООО «СТАЛЬ ПАРК»

2.1 Структура управления предприятием

2.2 Налогообложение деятельности ООО «Сталь Парк» по традиционной системе налогообложения

2.3 Налогообложение деятельности ООО «Сталь Парк» по упрощенной системе налогообложения

III. Сопоставительный анализ систем налогообложения и рекомендации для ООО «СТАЛЬ ПАРК»

Заключение

Список использованных источников

Приложение 1. Бухгалтерский баланс ООО «Сталь Парк»

Приложение 2. Отчет о прибылях и убытках ООО «Сталь Парк»


ВВЕДЕНИЕ


Среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место отводится налогам. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Устанавливая налоги, субъекты и объекты налогообложения, налоговые базы, ставки налогов, льготы и санкции, изменяя условия налогообложения, государство стимулирует предпринимательскую деятельность в одних направлениях и стимулирует в других. От успешного функционирования налоговой системы во многом зависит результативность применяемых экономических решений. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма доходов государства.

Цель и задачи исследования – провести сопоставительный анализ налогообложения юридического лица по традиционной и упрощенной системам налогообложения, раскрыть содержание и механизм налогообложения предпринимательской деятельности в России на современном этапе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

● изучить основные понятия и принципы налогообложения;

● ознакомиться с нормативно – правовыми актами, регулирующими систему налогообложения предпринимательской деятельности в РФ;

● определить основные направления развития налоговой системы РФ;

● изучить функции налогов;

● рассмотреть классификацию и структуру налогов;

● исследовать особенности применения в РФ традиционной системы налогообложения;

● исследовать особенности применения в РФ упрощенной системы налогообложения;

● провести расчет налогов по традиционной системе налогообложения на примере ООО «Сталь Парк»;

● провести расчет налогов по упрощенной системе налогообложения на примере ООО «Сталь Парк»;

● провести сопоставительный анализ налогообложения ООО «Сталь Парк» по традиционной и упрощенной системам налогообложения;

● сделать выводы и предложить рекомендации по совершенствованию налогообложения ООО «Сталь Парк».

Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды ведущих отечественных и зарубежных специалистов в области налогообложения, бухгалтерского учета, менеджмента, а также нормативные акты и другие нормативно-правовые и методические документы по изучаемой проблеме.

Объектом исследования является налоговая система России, предметом – налогообложение предпринимательской деятельности ООО «Сталь Парк».

Информационную основу работы составили материалы предприятия, а также сведения, содержащиеся в научных публикациях по исследуемой проблеме.

Чтобы прогнозирование было наиболее эффективным, цели должны быть конкретными и измеримыми, т.е. для каждой цели должны существовать критерии, которые позволили бы оценить степень достижения цели.


I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. НАЛОГИ И ИХ СУЩНОСТЬ


1.1 Основные понятия и принципы налогообложения

Налоговая система появилась с возникновением государства, а проблемы теории налогообложения начали разрабатываться в Европе в конце XVIII века. Французский ученый Ф. Кене впервые обозначил органическую связь налогообложения и народно – хозяйственного процесса. Ключевую роль налогов в экономической системе общества А. Смит выразил следующим образом (1755г): «Для того чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступени благосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении; все остальное сделает естественный ход вещей» [28].

Налоговую систему характеризуют, во-первых, экономические показатели, и, во-вторых, факторы политико-правового характера.

Экономические характеристики налоговой системы – это налоговый гнет, соотношение прямых и косвенных налогов, а также между налогами от внутренней и внешней торговли.

Налоговый гнет (налоговое бремя) – отношение общей суммы налоговых сборов к выбранному результативному показателю (доход, добавленная стоимость, прибыль и т.д.). В России он составляет 30 - 60%.

Политико – правовые характеристики налоговой системы отражают:

- во-первых, пропорции в распределении хозяйственных функций, социальных ролей между центральной администрацией и местными органами власти;

- во-вторых, роль, налогов среди доходных источников бюджетов различных уровней;

- в-третьих, степень контроля центральной администрацией за органами местной власти.

Сущность налогообложения проявляется при рассмотрении целей системы налогообложения и интересов ее участников.

Участниками отношений в налоговой сфере являются: налоговые органы, налогоплательщики, налоговые агенты и др., причем интересы всех участников не всегда совпадают. В целом система налогообложения должна:

● обеспечить заданный бюджетами уровень налоговых доходов;

● воздействовать посредством регулирующей функции на развитие экономики в целом, объем и структуру производства;

● обеспечить посредством социальной функции перераспределение общественных доходов между различными категориями граждан и т. п.

При этом действия налогоплательщика характеризуются:

● осознанными шагами, связанными в определенной степени с признанием общественной необходимости уплаты налогов;

● активными и целенаправленными действиями на снижение налоговых платежей;

● волевыми действиями, связанными с осознанием налоговых рисков при нарушении законодательства.

Стремление налогоплательщика сократить отчисления в бюджет вызывает ответную реакцию со стороны государства. В этой ситуации действия исполнительных органов государства характеризуются:

● действиями, направленными на защиту своих финансовых интересов, наполнение доходной части бюджета;

● действиями, направленными на противодействие уклонению от уплаты налогов, на выявление случаев незаконной «налоговой экономии»;

● действиями, связанными с применением налоговой ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.



1.1.1 Принципы налогообложения

Принципы налогообложения – это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. В системе налогообложения можно выделить экономические, юридические и организационные принципы.

Экономические принципы впервые были сформулированы А. Смитом. В настоящее время они претерпели некоторые изменения и могут быть кратко охарактеризованы следующим образом.

Принцип справедливости. Согласно этому принципу каждый обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. В основу заложены две центральные идеи:

сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика;

кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить в виде налогов.

Принцип соразмерности предусматривает сбалансированность интересов налогоплательщика и государственного бюджета.

Принцип учета интересов налогоплательщиков рассматривается через призму двух принципов А. Смита, а именно принципа определенности (сумма, способ и время платежа должно быть точно известны налогоплательщику) и принципа удобности (налог взимается в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика). Проявлением этого принципа является также простота начисления и уплаты налога.

Принцип экономичности базируется еще на одном принципе А. Смита, согласно которому необходимо сокращать издержки взимания налога. По своей сути принцип экономичности означает, что суммы сборов по отдельному налогу должны превышать затраты на его обслуживание, причем в несколько раз.

Юридические принципы налогообложения – это общие и специальные принципы налогового права. Можно сформулировать шесть основных юридических принципов налогообложения.

Равное налоговое бремя (нейтральность) – предусматривает всеобщность уплаты налогов и равенство плательщиков перед налоговым законом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.