· предоставление учредителю и общественности ежегодного отчета о поступлении и расходовании финансовых и материальных средств;
· установление структуры управления деятельностью образовательного учреждения, штатного расписания, распределение должностных обязанностей;
· установление ставок заработной платы и должностных окладов работников образовательного учреждения в пределах собственных финансовых средств и с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами;
· установление надбавок и доплат к должностным окладам работников образовательного учреждения, порядка и размеров их премирования.
Напомним, что источниками финансирования школы являются средства бюджета, выделяемые по установленному нормативу:
· доход от оказания дополнительных платных образовательных и иных услуг;
· добровольные взносы и пожертвования физических и юридических лиц;
· кредиты банков и иных кредиторов, при условии его погашения и выплаты банковского процента за счет внебюджетных средств;
· доход от предпринимательской деятельности;
другие источники в соответствии с законодательством РФ.
К сожалению, бюджетное финансирование школы не обеспечивает эффективных условий для саморазвития школы и возникновения нового качества образования. Поэтому привлечение сторонних дополнительных средств – задача по сути любой школы, которая ставит перед собой задачу развиваться и давать требуемые знания детям.
Для реализации центральной идеи проекта и создания работоспособных механизмов внебюджетного финансирования в настоящее время есть все необходимые и достаточные правовые предпосылки и условия:
– Закон «Об образовании» гарантирует права общественности в решении вопросов, связанных с содержанием, организацией и финансированием образовательной деятельности школы (ст. 35, 41, 50, 52).
– Закон «Об образовании» гарантирует права школ и учителей в выборе педагогически наиболее целесообразных форм обучения и воспитания (ст. 55).
– Закон не запрещает основным работникам школ использовать школьное имущество для внеурочной работы с учащимся. Более того, принципы государственной образовательной политики нацеливают на более эффективное использование материальных фондов школ (ст. 2, 4 закона «Об образовании»).
– Закон «Об общественных объединениях» одним из источников формирования имущества определяет добровольные взносы и не ограничивает порядок и формы их использования. В частности, не запрещает выплачивать материальное вознаграждение физическим лицам, оплачивать закупку юридическими лицами материальных ценностей.
– Налоговый кодекс надежно защищает интересы школ и общественных объединений в области спонсорского финансирования образовательной деятельности.
Необходимо ещё раз напомнить, что источники условно можно разделить на четыре группы: спонсорские взносы, плата за оказание дополнительных образовательных услуг, родительские взносы на содержание и развитие школы и услуги, связанные с реализацией школьного имущества.
Спонсорами школ, как правило, становятся предприятия, дети работников которых (обычно руководителей) учатся в этих школах. Развит этот источник слабо. Многочисленные призывы к хозяйственникам войти в попечительские советы и упорядочить финансовую поддержку школ, сделать ее плановой и гарантированной, широкого отклика пока не получили. (Преуспевающие хозяйственники тем и преуспевают, что умеют хорошо считать деньги). Обещанные же льготы для учреждений и предприятий, спонсирующих школу, пока в российское законодательство не вошли.
Плата за оказания дополнительных образовательных услуг является существенным каналом денежных поступлений, однако далеко не массовым. Несмотря на то, что в Колпинском районе платными образовательными услугами занимаются 100% школ, ими охвачены 57% учащихся. По Российской Федерации в целом эти цифры много ниже. И это несмотря на то, что, согласно опросам, практически все граждане нашего города готовы вносить в школу от 1000 до 5000 руб. в месяц и больше.
Об этом свидетельствует и тот факт, что опросы фирмы «X» родителей и учащихся школ города Санкт-Петербурга показали, что 93% семей (против 15%) готовы доплачивать 3–10 тыс. рублей в год за обучение своих детей по основным школьным предметам, если оно носит индивидуальный характер и нацелено на развитие природных способностей ребенка.
Образовательному учреждению принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и (или) юридическими лицами в форме дара, пожертвования или по завещанию, на продукты интеллектуального и творческого труда, являющиеся результатом его деятельности, а также на доходы от собственной деятельности образовательного учреждения и приобретенные на эти доходы объекты собственности.
Сдача в аренду государственным или муниципальным образовательным учреждением закрепленных за ним объектов собственности, а также земельных участков осуществляется без права выкупа с согласия совета образовательного учреждения по ценам, которые не могут быть ниже цен, сложившихся в данном регионе.
Средства, полученные образовательным учреждением в качестве арендной платы, используются на обеспечение и развитие образовательного процесса в данном образовательном учреждении.
Необходимо остановиться на том, как рассчитываются нормативы по дополнительным услугам в школах (на примере школы №1), а далее сравнить общие данные по расходам обеих школ. Примером будет служить расчёт дополнительных услуг по образованию в школе №1.
Протокол заседания Совета школы №1 о развитии дополнительного обучения, на котором принимается решение: активизировать работу по разработке планов работ и учебных программ по дополнительному обучению, развивающему интерес к учебе и природные способности учащихся, считать взносы родителей на финансирование дополнительного обучения не платой за дополнительное образование, а целевыми спонсорскими средствами, направляемыми на развитие просветительской деятельности школы, считать целевые спонсорские средства общественной собственностью родителей, которые направлять на следующее:
– фонд развития школы;
– материальное вознаграждение учителям, ведущим дополнительное обучение, и оплату причитающихся налогов;
– приобретение оборудования, инвентаря и материалов для учебной работы;
– отчисление в общественный фонд на покрытие расходов, связанных с хозяйственным учетом денежных средств.
В результате заседания была получена следующая таблица с комментариями:
Таблица 14. Исходные данные для расчёта курсов по дополнительному образованию
№
Наименование
Ед. изм
Примечание
Колич.
в% от п. 4
Исходные данные
1
Ставка учителя по ЕТС
руб./час
25
2
Численность группы
чел.
10
3
Договорная цена часа занятий с группой
30
4
Сумма взносов за час дополнительных занятий с группой
п. 2 хп. 3
300
Калькуляция
5
Фонд развития школы
31% – 44%
94 – 133
6
Отчисление в общественный фонд
7% от п. 4
21
7%
7
Оборудование, инвентарь, материалы
35% от п. 1
9
3%
8
Материальное вознаграждение учителя
п. 4 – п. 5 – п. 6 – п. 7
1,358
130–101
43% – 34%
Единый социальный налог
35,8% от п. 8
46 -36
15% – 12%
Примечания:
1. Ставка по ЕТС (п. 1) задается по штатному расписанию.
2. Сумма по п. 3 устанавливается по протоколам родительских собраний.
3. Суммы по п. 7 и 8 могут изменяться учителем без увеличения общей суммы.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15